Войти в почту

Эксперты считают, что "мягкая сила" может быть ответом РФ на подрывную работу Запада в СНГ

МОСКВА, 27 мая. /ТАСС/. Эффективной стратегией противодействия подрывной деятельности Запада на пространстве СНГ может стать ставка России на "мягкую силу", которая реализует общий запрос на стабилизацию ситуации в регионе и развитие взаимовыгодных экономических процессов. Такое мнение в беседе с ТАСС в пятницу выразили эксперты.

Политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш обратил внимание на озвученный ранее в пятницу тезис главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что западники "не оставляют попыток поссорить народы бывшего СССР, используя тенденциозные трактовки истории". По словам эксперта, пример Украины показателен для понимания, насколько "фантастически продуктивными" могут оказаться такие усилия западных стран. "Мы видим на примере практически всех постсоветских стран, кроме Белоруссии, что все эти технологии работают. Это по большему счету достаточно старая история когнитивного управления, когнитивного программирования, - продолжил он. - Британия фактически на ручном управлении держит Прибалтику, Польшу, Украину, занимается обострением нагорнокарабахского конфликта, интенсифицирует свое присутствие в Центральной Азии. И это официальная информация, которая фиксируется за счет визитов, заявлений, британского присутствия, поставок вооружений и техники, присутствия НПО. Это замеряемая активность".

Аналитик убежден, что России необходимо выработать релевантную стратегию противодействия этой подрывной активности Запада на пространстве СНГ, чтобы не лишиться своей "субъектности" в региональных процессах. Такой стратегией может стать развитие практической работы в рамках концепта "мягкой силы", который подразумевает достижение целей на международной арене за счет добровольного участия и убеждения, например, с помощью открытия языковых центров, некоммерческих организаций и других культурных и общественных учреждений.

"С хард пауэр ("тяжелая сила" - прим. ТАСС) в виде вооруженных сил у нас все в порядке, а вот с софт пауэр ("мягкая сила" - прим. ТАСС) не очень. В этом плане нужно понимание, как отвечать всему этому на идеологическом уровне, на уровне концептов, а этого нет. И такая задача не стоит, по крайней мере, до сих пор не ставилась", - подчеркнул Коктыш.

Задел для развития концепции

Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в свою очередь также указал на существующий задел для проработки концепции "мягкой силы, которая позволит сблизить подходы и наметить будущие дискуссии, которые определят параметры и форматы дальнейшего сотрудничества". "Сейчас ситуация, конечно, сложная для всех стран, поскольку есть такое санкционное давление на Россию и страны СНГ не хотят стать объектом вторичных санкций, которые навязываются Западом. Мы видим, что эти страны по-разному голосуют в международных организациях. У некоторых из них существуют и традиционно хорошие отношения с Украиной, - отметил собеседник агентства. - Поэтому здесь есть, конечно, много нюансов, но в целом все заинтересованы в том, чтобы ситуация нормализовалась как можно быстрее и не была препятствием для развития взаимовыгодных политических и экономических отношений [с Россией]".

По мнению специалиста, несмотря на ряд точечных расхождений, страны СНГ "очень многое объединяет". "Поэтому, мне кажется, предполагать, что эти страны "разругаются", в большинстве случаев было бы не вполне обоснованно. Отношения будут сложные, но они были такими на протяжении 30 лет", - резюмировал Кортунов.