Индекс конфликтности деловой среды в России достиг максимума
При расчете показателя эксперты используют специальную формулу, в которой учитывается число компаний, представляющих интерес для корпоративного спора, количество судебных исков по корпоративным статьям в отечественных судебных инстанциях, а также число упоминаний корпоративных конфликтов в СМИ.
По мнению авторов доклада, такой рост связан с тенденцией на повышение деловой активности, так как "российская экономика окончательно отыграла постпандемийный эффект роста с низкой базы". В результате в первом квартале этого года число судебных исков в российские арбитражи выросло до 5219. С другой стороны, количество компаний, которые соответствуют критериям индекса, незначительно снизилось: с 235 тыс. в четвертом квартале 2021 года до 233 тыс. в первом квартале этого. Среди регионов наибольший рост показателя продемонстрировали Ямало-Ненецкий автономный округ, Адыгея и Татарстан, а у Карачаево-Черкесии индекс, наоборот, минимальный (0,28).
Опрошенные "РГ" эксперты согласились с тем, что рост показателя может свидетельствовать о повышении активности отечественных предпринимателей.
Так, директор Центра экономической географии и регионалистики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Степан Земцов отметил, что, возможно, речь идет о наложении двух факторов - роста экономической активности после пандемии и геополитическими событиями последних месяцев. "При росте экономической активности, безусловно, возрастает число споров между контрагентами", - рассказал он.
В то же время, как отметил эксперт, в марте этого года многие иностранные компании заявили о приостановке своей деятельности в России, что не могло не сказаться на числе корпоративных споров, так как почти сразу появились проблемы с поставками и оплатой сырья и материалов. "Поэтому ожидается, что во втором квартале индекс конфликтности может несколько возрасти. Впрочем, нужно знать методику расчета: например, в период пандемии конфликтность снижалась в результате снижения деловой активности, а также моратория на банкротства и ограничений в работе судов", - объяснил Земцов.
Число конфликтов возрастает, так как уже больше двух лет экономика находится в кризисной ситуации, а в последние 2,5 месяца - в ситуации идеального шторма. На это в разговоре с "РГ" указал управляющий директор консультационной группы "ТИМ" Виктор Миронов.
"Срываются контракты на поставку из-за курсовых разниц и санкционных ограничений, рвутся логистические цепочки, становятся затруднительными трансграничные платежи. Все это приводит к нарушениям договоров, возникновению споров и конфликтов. Корпоративные споры - это прямое следствие изменений и сложностей в бизнесе", - объяснил он.
Число бизнес-конфликтов возрастает в том числе из-за роста деловой активности бизнеса после пандемии COVID-19 и ухода иностранных компаний
Кроме того, эксперт обратил внимание на то, что число конфликтов растет из-за начавшегося в конце февраля выхода многих инвесторов из различных бизнес-проектов, а также противоречий между менеджментом и собственниками. При этом, по его словам, говорить о "постпандемийном эффекте" можно только в том смысле, что все поняли - те проблемы в масштабе нынешних уже воспринимаются как "легкие неурядицы". "В период пандемии многие проблемы откладывались за счет средств собственников бизнеса или господдержки. Теперь даже психологически откладывать невозможно, возникает необходимость решать застарелые проблемы, и это приводит к конфликтам", - рассказал Миронов.
Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Вячеслав Кокуркин
Профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Станислав Киселев, в свою очередь, отметил, что конфликты, в том числе корпоративные, можно рассматривать как положительное явление.
"Конфликты неизбежны в нашей жизни, ведь это лишь один из способов решения проблем: возможно, более мощный, быстрый и неудобный, эмоционально заряженный, но он побуждает бизнес, менеджеров рассматривать другие идеи и альтернативы", - объяснил он.
Кроме того, эксперт отметил, что использование бизнесом правовых форм разрешения противоречий, в том числе через суд, - это хороший показатель.