Опрос: цифровые услуги в 2021 году в России оказались более востребованными, чем офлайн
МОСКВА, 12 мая. /ТАСС/. Интернет-пользователи в конце лета и начале осени 2021 года отдавали предпочтение цифровым сервисам, а не очным контактам для различных нужд, несмотря на снятие основных противоковидных ограничений. Данные, полученные в результате опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ с августа по сентябрь 2021 года, практически сравнялись с результатами аналогичного исследования, которое этот институт провел с октября по ноябрь 2020 года.
Итоги обоих исследований представлены по индексу цифровизации. "Даже после снятия основных ограничений в 2021 году представители интернет-аудитории предпочитали использовать цифровые сервисы для поиска информации (значение индекса цифровизации и в 2020, и в 2021 году составило 82 пункта), получения госуслуг (80 пунктов против 78 в 2020 году), передачи и оплаты показаний счетчиков (73 пункта против 71 в 2020 году), продажи товаров или услуг (73 пункта по итогам обоих опросов) и потребления развлекательного контента (72 пункта в обоих опросах)", - говорится в релизе по итогам обоих исследований. Стремление респондентов использовать интернет-сервисы для этих целей даже после снятия ограничений может быть связано с рядом факторов, включая стремление избегать контактов с людьми в условиях пандемии до освоения новых способов сохранения своих сбережений или получения дохода, отмечают эксперты НИУ ВШЭ.
Высокая степень цифровизации при этом в 2021 году остается у ряда других услуг, в частности у игровых практик (69 пунктов при 68 в опросе 2020 года), аренды транспортных средств (61 в обоих опросах), обучения (60 при 63 ранее) и транспортных услуг (покупка билетов, пополнение транспортной карты, вызов такси и прочее, 61 при 55 в 2021 году). Как пишут эксперты ИСИЭЗ, данное явление может быть следствием повышения мобильности населения в контексте сворачивания удаленной занятости и отмены режима самоизоляции.
Преобладание традиционных форматов коммуникации
При этом роль онлайн-сервисов относительно образовательных услуг серьезно сократилась. Особенно среди молодых людей вновь стали доминировать традиционные форматы взаимодействия. "Среди респондентов 14-22 лет индекс цифровизации образовательных практик снизился с 56 до 45", - сообщается в релизе. Среди участников опроса, находящихся в более старших образовательных группах, индекс остается высоким, превышая 60 пунктов. При этом степень цифровизации знакомств уменьшилась на шесть пунктов с 60 в 2020 до 54 в 2021 году. "Несмотря на широкие возможности коммуникации онлайн, традиционные модели поведения сохраняют свою ценность. Дефицит социальных контактов в 2020 году привел к росту социальной активности в 2021 году вне цифровой среды, что проявилось в снижении значений индекса", - говорится в исследовании.
Индексы цифровизации как пользования платными услугами организаций и независимых специалистов, так и медицинскими услугами остались на низком уровне, составив соответственно 42 и 28 в 2021 году (45 и 32 в 2020 году). Значения индексов творческой, а также спортивной активности также остались низкими - они составили 42 и 27 пунктов соответственно (44 и 31 в 2020 году). "<...> В потреблении услуг организаций (за исключением госуслуг) и независимых специалистов роль интернет-сервисов ограничена, преобладает очное взаимодействие. <...> Творческая и спортивная активности также зачастую происходят без применения цифровых сервисов", - отмечают авторы релиза, объясняя причины низких индексов указанных активностей. Что касается уровня цифровизации трудовой деятельности, он остался невысоким, дополнительно сократившись с 42 в 2020 до 37 в 2021 году после отмены основных антиковидных ограничений.
При этом полное замещение онлайн-сервисами и платформами своих офлайновых аналогов вряд ли возможно из-за личных предпочтений населения, отмечают эксперты. "Во-первых, существуют альтернативные институциональные решения (например, МФЦ, кинотеатры, библиотеки и прочее), соответствующие предпочтениям и образу жизни индивида. Во-вторых, не все типы задач в рамках этих практик могут быть решены исключительно онлайн", - резюмируют авторы исследования.
Влияние санкций на цифровизацию
Как заметила научный сотрудник Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ Валентина Полякова, санкции зарубежных стран и отдельных организаций в отношении РФ в дальнейшем также могут изменить стратегии поведения российских пользователей в цифровом пространстве. "На дальнейшее изменение цифровых практик населения могут оказать влияние санкции зарубежных стран и отдельных организаций в отношении России. Уход ряда зарубежных компаний с российского рынка, запрет некоторых социальных сетей ограничивают доступ к привычным сервисам, стимулируя пользователей к поиску новых цифровых инструментов, стратегий поведения в цифровом пространстве", - приводят авторы исследования ее слова. Полякова при этом отметила, что выбор новой стратегии, а также скорость адаптации к сложившейся ситуации будут в значительной мере зависеть от текущего уровня цифровых навыков населения.
Опросы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ были проведены в период с октября по ноябрь 2020 года и с августа по сентябрь 2021 года среди интернет-пользователей в возрасте от 14 лет. Общая выборка каждого опроса составила 3 000 респондентов.