Свердловская стройка не ждет перемен

Российской стройке грозит серьезный дефицит квалифицированных кадров. Такой прогноз озвучил директор Департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России Алексей Тихомиров. По его мнению, до 2030 года необходимо привлечь в стройкомплекс не меньше 1,5 миллиона профессионалов.

Свердловская стройка не ждет перемен
© Уралинформбюро

На сегодня в Свердловской области порядка 3 тысяч строительных вакансий. "В марте на одну вакансию приходилось 0,9 активных резюме. Норма для рынка труда – 5-6 резюме на вакансию", – рассказали "Уралинформбюро" в пресс-службе компании HeadHunter Урал.

Как отмечает вице-президент российской Гильдии управляющих и девелоперов Андрей Бриль, проблема нехватки рабочих рук на стройплощадках региона была всегда, и в последнее время она не стала особо критичной. "В ближайшее время объем стройки, наверное, не будет расти, поэтому никакой жесткой ситуации я не вижу. Вопрос в подготовке кадров, рабочих профессий в первую очередь", - подчеркивает он.

Согласно данным HeadHunter Урал, спрос на кадры за январь-март 2022 года вырос на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее востребованные специальности - слесарь (17,7% от объема строительных вакансий), разнорабочий (13,7%), машинист (13%), сварщик (10,6%), электромонтажник и инженер производственно-технического отдела (9,9%), инженер-сметчик (7,8%), прораб, мастер строительно-монтажных работ (6,2%), монтажник (5,2%).

Как следует из ответа Департамента по труду и занятости населения Свердловской области на запрос агентства, средняя зарплата по отрасли на сегодня составляет порядка 36,8 тысячи рублей. При этом (согласно списку вакансий на сайте ведомства) труд мастера строительно-монтажных работ в Екатеринбурге оценят в диапазоне от 40 до 90 тысяч рублей, а в Туринске заплатят не больше 25 тысяч рублей. Бетонщик в Екатеринбурге может претендовать на зарплату в 60 тысяч рублей, а в Каменске-Уральском – от силы в 30 тысяч рублей. Труд каменщика в столице Урала оценивается в диапазоне от 60 до 80 тысяч рублей, а в Ирбите — всего в 25 тысяч рублей.

По данным HeadHunter Урал, самые высокооплачиваемые специальности - машинист (91,8 тысячи рублей), сварщик (97,4 тысячи рублей), геодезист (102,8 тысячи рублей) и главный инженер проекта (107,3 тысячи рублей в месяц).

Строительные компании крайне неохотно размещают вакансии на официальных площадках, пояснил источник в региональном минстрое. По информации Уральского объединения строителей (УОС), наибольший дефицит предприятия стройиндустрии испытывают в квалифицированных монолитчиках, бетонщиках, каменщиках.

Как сообщил "Уралинформбюро" замдиректора УОС по связям с общественностью Денис Снетков, дефицит в значительной степени вызван оттоком рабочих-мигрантов. "В свое время мы добивались возвращения иностранных рабочих на стройплощадки, но, когда вернули, оказалось, что это очень дорогая рабочая сила. Им нужно заплатить за проезд к месту работы, а авиабилеты стали недешевы. Мигранты, оценив ситуацию, стали повышать расценки за свой труд, - отмечает собеседник агентства. - Выгоднее принимать на работу местные кадры, но их не найти в нужном количестве. Не смогла нам в этом помочь служба занятости населения. Складывается впечатление, что к "импортозамещению" рабочих рук регион пока не готов. Впрочем, такая же ситуация по всей стране. Государству нужно подумать, как эффективно выстроить систему трудовой безопасности".

Точное количество мигрантов, работающих на стройках Свердловской области, в УОС назвать затруднились. Региональный минстрой и Гильдия строителей Урала также не располагают этими цифрами.

"Мигранты – это действительно крайне необходимый и востребованный на стройках ресурс, не только на Урале, но и в большинстве регионов страны, - подчеркивает президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников. - Я считаю, нет никаких оснований говорить, что мы лишаемся мигрантов. В течение нескольких недель, максимум месяцев, будут найдены точки баланса между спросом и предложением и на рабочую силу, и на иностранную валюту, и в целом на новые референсы по основным экономическим активам. Очень важно помнить, что не только нам нужны мигранты, но и мигрантам нужны мы. Давайте по-честному: у них тоже не слишком много вариантов работы. Поэтому никаких оснований для среднесрочной паники в этой части точно нет. Как и в случае с импортными материалами, проходит процесс замещения европейских поставщиков азиатскими. Точно так же рабочая сила, новые точки баланса, новые условия труда будут определены, и работа продолжится".

С ним солидарен Андрей Бриль: "Так весь мир работает, и никто нигде от привлечения иностранной рабочей силы не отказывается, если нет серьезных причин и оснований. Насколько способны "местные" работники выполнить тот достаточно большой объем работ, который выполнялся мигрантами — это вопрос к специалистам. Ожидания по уровню заработной платы у наших работников выше, чем у мигрантов. И здесь решение должны принимать застройщики: выдержит это их экономика или нет?"

Евгений СУСОРОВ