Политические циклы и коррупция: как выборы влияют на преступность
Прокурорская статистика По данным статистики зарегистрированных преступлений по статье 290 УК РФ («Получение взятки») Генпрокуратуры РФ, в Тюменской области первое резкое снижение произошло в 2015 году на 64 %, а в следующем году этот показатель упал еще почти на треть. В эти годы в регионе прошла одна из самых масштабных избирательных кампаний и состоялись выборы в облдуму и в Госдуму РФ. После небольшого роста снова наблюдалось снижение на 10 % в 2018 году. В этот период в регионе выбрали губернатора, которым стал Александр Моор. Самый низкий показатель был зафиксирован в 2020-м – 32 взятки (убыль 65 %). Тогда прошли довыборы в облдуму и общероссийское голосование за поправки в Конституцию РФ. Очень явно закономерность прослеживается на Ямале. В 2015 произошло резкое падение показателя на 89,8 %, тогда было зарегистрировано всего пять взяток. Еще один минимальный порог был в 2018 году – восемь преступлений. В первом случае прошли выборы в заксобрание округа и избрание губернатора (избран Дмитрий Кобылкин), а спустя три года парламент выбрал нового главу региона – Дмитрия Артюхова. В Югре меньше всего взяток было зарегистрировано в 2013 году, тогда показатель упал на 62 %. В этот год в округе прошли муниципальные выборы. Югра вошла в тройку регионов России по числу победивших на выборах единороссов. Еще одно снижение было зафиксировано в 2015 году на 15,7 %, а также совсем незначительное в 2020-м. В эти годы проходили в регионе важные политические процессы – избрание думой губернатора. Что говорят эксперты «ФедералПресс» собрал мнение уральских политологов о том, есть ли взаимосвязь между снижением количества выявленных взяток и политической конъектурой. «Здравый смысл подсказывает, что в этом есть доля правды», – поделился мнением политолог Алексей Швайгерт. Как отметил эксперт, во время крупных политических событиях, будь то выборы или другие виды волеизъявления граждан страны, например, голосование по внесению поправок в Конституцию РФ, активизируются силовые структуры. Органы начинают более внимательно относиться к процессам, которые происходят на территории, строже отслеживать их. «Можно предположить, что в этот момент взяткодатели и взяткополучатели осторожничают, снижается их активность. Логика коррупционера подсказывает ему, что лучше не высовываться, когда идут крупные политические события, поскольку активизируются силовики, и попасть под раздачу легче», – отметил собеседник. Однако, по мнению политолога, в этой истории есть и обратная сторона. Алексей Швайгерт подчеркнул, что в предвыборный год все коррупционные разработки силовиков придерживаются, чтобы в публичном поле не было бурления. «Там тоже люди с головой работают. Они понимают важность момента и некой политической целесообразности и, на мой субъективный взгляд, всегда стараются громкие дела и скандалы придержать до итогов выборов. Но если, опять же, нет иной задачи, связанной с каким-то воздействием на непослушного губернатора или непонимающего высокопоставленного чиновника; тут все зависит от конъюнктуры на месте», – считает политолог. Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков высказал иную точку зрения. Снижение может быть связано с тем, что взяткодатели в момент политических событий не идут на преступление, потому что им нужны гарантии выполнения неких «обязательств» после выборов. «Во время политического цикла не известно, сохранят ли люди свои должности после выборов. Дают взятки людям, которые влияют на те или иные решения, а не нижнему чиновничьему персоналу. А после выборов позиции могут поменяться, тогда давать взятки нет смысла. Можно только так объяснить такую забавную тенденцию», – отметил Русаков. Также, по его мнению, какого-либо влияния силовиков на сохранение позитивной информационной повестки (или обратного) в регионах в период выборов не может быть. «У нас правоохранительные органы отделены от региональных властей. Им абсолютно все равно, они занимаются своей работой в рамках текущей деятельности. Им какая разница идут выборы или нет? Если криминальные деяния есть, они по ним работают», – заявил эксперт. Некоторые эксперты вообще считают, что прямой взаимосвязи снижения статистики по взяткам с политическими событиями нет вовсе. Такого мнения придерживается политолог Эдуард Коридоров. «В периоды политических обострений в силовых и надзорных органов возникает масса забот политического плана по сопровождению выборов, которые отвлекают массу сил, времени и рабочих рук. Скорее всего, феномен, о котором вы говорите, связан с тем, что у органов не хватает на все сразу», – заявил собеседник. Кризисная взятка Во всех трех регионах самый большой рост взяточничества приходится на кризисные годы и последующие за ним периоды. В Тюменской области самые серьезные в процентном соотношении скачки были в 2021(с 32 до 80 случаев) и в 2019 годах (с 42 до 92). В Югре в 2014 (с 30 до 51) и в 2021 году (с 61 до 77). На Ямале скачки отмечались в 2014, 2016, 2019 и 2021 годах. Эксперты не исключают вероятность, что это может быть связано с санкциями, экономическими и социальными последствиями от пандемии коронавируса. Экстремальные условия – хорошая почва для такого рода преступлений, особенно в закупках. Как подчеркнул Андрей Русаков, у политической машины есть задачи обеспечить стабильность поставок и выполнение обязательств. «В период сложных испытаний политическая система тендеры и конкурсы не всегда проводит из-за экстремальной ситуации. Деньги выделяются быстро. Власти надо купить что-то очень быстро, и определенный уровень чиновников стремится заработать на этом ажиотаже, у некоторых появляется возможность приобрести что-то у дружественной им компании с теми или иными бонусами. В ряде регионов такие случаи были», – подчеркнул собеседник. Также он отметил, что нельзя исключить того, что и могут возникать злоупотребления должностными полномочиями. Фото: ФедералПресс /Евгений ПоторочинИнфографика: ФедералПресс / Татьяна Люптак