Александра Краснова: Telegram сегодня — это реальный бизнес
Телеграм-каналы о деньгах и инвестициях запускают не только экономисты, финансовые советники и инвесткомпании, но и журналисты. Александра Краснова долгое время работала в финансовых медиа, а сейчас не первый год ведет телеграм-канал Moneyhack. Канал появился в 2016 году отчасти благодаря случаю и начинался скорее как хобби, однако сегодня число его подписчиков уже превысило 20 тысяч человек (чем не полноценное медиа?). Сначала здесь было больше полезных лайфхаков по обращению с деньгами, необычных историй заработка и даже правил по ведению бюджета, однако затем к ним добавились репортажи с питерского экономического форума, пристальный разбор отчетности банков и, конечно же, советы инвесторам. «Инвест-Форсайту» основательница телеграм-канала Moneyhack рассказала, как появилась идея запустить канал, какие темы больше всего волнуют сейчас его читателей и есть ли риск для Telegram уступить в популярности другим площадкам. В топе — мошенники и вклады Основательница телеграм-канала Moneyhack Александра Краснова — Александра, расскажите, как появилась идея запустить Moneyhack? Почему именно канал про деньги? — Во многом канал развился от фрустрации на работе. Я работала в большом финансовом СМИ, и нередко темы, которые казалось мне важными и о которых хотелось написать, например лайфхаки для экономии, на планерках отбраковывались как слишком простые, с формулировками «об этом писать не принято». Как будто рассказывать о финансах на бытовом уровне стыдно. Как раз в этот момент появился Telegram, и я решила попробовать рассказывать про такие темы там — очень хотелось поделиться информацией. Оказалось, это очень востребовано, канал сразу начал расти сам, без каких-либо усилий по рекламе с моей стороны. А раз на тему денег я много писала профессионально, так это было как раз логично. Мне часто попадалась информация, которая казалась важной и интересной, однако она никак потом не использовалась. — Кто сегодня читает канал? Аудиторию анализировали? — Глобально у меня очень классная аудитория. Абсолютное большинство читателей — это умные, образованные люди, и мне нравится, что получилось создать такое комьюнити. Увы, в Telegram пока нет хорошей аналитики, которая позволяла бы точно понять ядро аудитории канала. Но на канале есть комментарии — и это как раз полезно для того, чтобы понимать, кто меня читает. Также в октябре я начала проводить исследование аудитории канала, второе надеюсь закончить этой весной. Выяснилось много интересного: так, канал читает примерно равное количество мужчин и женщин, большинство из них живет в России, хотя есть и россияне, которые переехали за границу по работе или учебе. В основном люди либо с высшим образованием, либо те, кто это образование только получает. Если же у читателей высшего образования нет, они все равно занимают достаточно высокие позиции на работе. — Какие вопросы больше всего волнуют подписчиков? Мошенничество, активы для инвестиций, новости законодательства? — Сейчас, например, судя по комментариям и перепостам, людей очень волнует тема мошенничества, тем более что происходит действительно много возмутительных случаев. Также интересна тема инвестиций: заметно, что отношение к ним имеет все больше людей. Конечно же, темы меняются. В конце прошлого года вырос интерес к банковским вкладам, я даже завела рубрику, для которой отбираю самые выгодные ставки по вкладам, она хорошо читается. Также людей волнуют вполне простые, бытовые вещи, с которых и начинался канал, например лайфхаки, которые помогают экономить. — А что «заходит», помимо денег и финансов? — Самым комментируемым за последние полгода был пост про разницу в зарплатах женщин и мужчин, пример был из США, но проблема есть везде. Еще люди любят исследования экономистов, которые объясняют нашу жизнь, например про то, что старшие дети обычно больше зарабатывают, про какие-то неочевидные паттерны, которые влияют на доход, и т.д. Думаю, это говорит о любознательности пользователей Telegram. Такие темы я называю «фрикономикой» — по одноименной книге экономиста Стивена Левитта и журналиста Стивена Дабнера. Они как раз и отслеживали интересные связи в жизни экономическими методами, например объяснили, почему и как в определенный момент стало популярным имя «Бритни». Наверное, самый известный пример касается Румынии и режима Николае Чаушеску. Как отмечали авторы, после запрета абортов в стране сформировалось целое поколение мужчин, для которого в экономике не было места и которое в итоге стало одной из движущих сил революции. Такой интересный парадокс. TikTok против Telegram — Для вас канал — это работа или хобби? — Все начиналось как хобби, у меня была основная серьезная работа, канал я вела по дороге в офис и обратно домой в метро, чтобы не скучать. Прошлым летом я решила уйти в долгий отпуск, чтобы перезагрузиться, отдохнуть после пандемии, осознать происходящие вокруг нас изменения. Но канал вести продолжила; за последние пару месяцев перед Новым годом было очень много новостей, заказов на рекламу — и в итоге получилось, что это ведение канала превратилось в полноценную работу, на которую я ежедневно тратила по 6–7 часов и даже больше. Пока я не решила, что буду делать дальше, возможно, буду более активно развивать канал, превращать его в полноценное медиа. Но, может быть, он останется моим хобби. Сейчас телеграм-каналы вполне могут быть бизнесом, полноценной работой, у крупных каналов есть свои редакции. За 5–6 лет мир Telegram очень сильно изменился. Если на заре это было сборище энтузиастов, которые рассказывали о том, что интересно лично им, то сейчас это настоящая медиасреда, реальный бизнес. — Каналу уже не один год, менялся ли подход к подбору контента? — У меня канал авторский — и многое я рассказываю через призму личного опыта. За почти шесть лет жизнь, в том числе моя, серьезно изменилась: я выплатила ипотеку, стала мамой, изменился круг проблем, которые меня волнуют. Сейчас на канале стало больше контента на «взрослые» темы — про ипотеку, чаще стали появляться детские темы. Сейчас я пристраиваю сына в детский сад, если эта операция пройдет успешно, планирую про это рассказать. Например, какие бюджеты закладывать, к чему быть готовыми. К тому же очень сильно изменился мир вокруг нас, в том числе стагнирует экономика, растет инфляция; пандемия усилила эти перемены. Если еще три года назад тот же российский финтех был очень зажигательный, появлялось много новых проектов, продуктов, которые можно было разбирать, то сейчас ситуация иная. К тому же растет инфляция; это, кстати, тоже очень волнует подписчиков. Такая атмосфера накладывает отпечаток. Думаю, контент стал взрослее. Иногда от этого грустно, хочется писать про что-то более легкое и захватывающее. Но я стараюсь искать какие-то интересные лайфхаки, вдохновляющие истории. — Как считаете, интерес к Telegram — у читателей, рекламодателей, инвесторов — сохраняется, аудитория растет? Или всех переманил TikTok? — Аудитория платформы продолжает расти, и это видно даже обычному пользователю — когда кто-то из ваших контактов впервые регистрируется в Telegram, вы получаете уведомление. Мне такие уведомления приходят регулярно. Понятно, что TikTok — конкурент: это не просто площадка для школьников, там есть контент на любой вкус. Но эти соцсети закрывают разные потребности аудитории. TikTok — это в большей степени платформа, где можно расслабить мозги, посмотреть видео. Telegram же — для более думающей аудитории, которая ищет новую информацию. Думаю, глобально он ориентирован на более взрослую и образованную аудиторию. И если Telegram — больше дневная платформа, то TikTok — платформа вечерняя, куда люди заходят отдохнуть. А вот привычки заходить на сайт медиа уже нет вообще. Мое исследование читателей показало, что люди в основном потребляют новости через соцсети, в том числе через Telegram. Если здесь появится ссылка на какой-либо материал, возможно, его посмотрят. Но если она не попалась, то на сайт СМИ читатель не придет: массовой привычки зайти, например, на «Ведомости», чтобы узнать новости, уже нет. — Конкуренцию чувствуете? Каналов именно про финансы, деньги, инвестиции становится все больше… — Да, каналов становится про финансы очень много, они растут, в их развитие вкладываются деньги. Но у меня нет цели создать самый большой канал, чтобы он удовлетворял запросы массовой аудитории. Я пишу о том, что интересно лично мне, поэтому у меня нет необходимости внимательно изучить конкурирующие каналы. Мне кажется, это лишит канал «ламповости», ради которой на него многие и подписывались. Три совета для инвестора — В России растет число частных инвесторов, реклама все активнее призывает людей использовать инвестиционные продукты. Готовы ли они к этому, достаточно ли у них знаний? — Думаю, что образованные люди готовы, а те, кто верит гадалкам, экстрасенсам и картам Таро, наверное, нет: достаточного образования и навыков у них нет. Но даже если они будут вкладываться в разумные инструменты, все будет хорошо. Другой вопрос, что Россия — страна, в которой еще недавно процветала МММ. И по-прежнему есть люди, которые готовы поверить в нереальные обещания, к тому же активизировались мошенники. Поэтому есть риск, что люди могут не разобраться и отнести деньги не к проверенным брокерам или на Мосбиржу, а к мошенникам, просто не сумев их отличить. И это большая проблема. Конечно, у сертифицированных брокеров с лицензией Центробанка, серьезных финансовых компаний нет цели обмануть людей. Вопрос лишь в том, чтобы люди дошли именно до них, а затем придерживались правил разумного. Впрочем, сейчас в доступе появляется все больше хорошего обучающего контента на тему инвестиций; при желании во всем можно разобраться. Главное, чтобы было желание, трезвый взгляд на мир и на инвестиции. — Какие три совета вы бы дали читателям, которые начинают инвестировать, с чего начать? — Пожалуй, первое, что стоит сделать, — это поставить цель: понять, зачем вам нужны инвестиции. Например, накопить деньги на пенсию или еще что-то. Без цели нет смысла инвестировать, не будет результата. Затем нужно понять, какую сумму вам не жалко терять ежемесячно, и вкладывать только ее. И наконец, если вы серьезно инвестируете, делать это стоит регулярно, в разные активы. Тогда в долгой перспективе вы сможете заработать. Беседовала Ольга Блинова