Экономист предупредил о последствиях снижения Moody's рейтинга России до «мусорного» уровня
Резкое понижение агентством Moody's долгосрочного и краткосрочного кредитных рейтингов России является вовсе не «моральной пощечиной», а констатацией нового положения нашей страны в рамках западной финансовой системы. Такую точку зрения высказал старший аналитик компании Esperio Антон Быков.
Ранее сообщалось, что международное рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинг России сразу на шесть ступеней - с «Ваа3», до «В3», с возможностью дальнейшего понижения. Как указывает агентство, понижение было спровоцировано «жесткими санкциями, которые западные страны ввели в отношении России, включая санкции против Центрального банка и некоторых крупных финансовых институтов, в ответ на ее военную операцию на Украине».
Как уточняет эксперт, кредитный рейтинг «Baa3» являлся рабочим инвестиционным уровнем, позволявшим России привлекать краткосрочный, от года до двух лет, спекулятивный капитал нерезидентов. Рейтинг «B3» финансисты называют «мусорным», закрывающим для крупных иностранного капитала покупку российских ценных бумаг.
«С краткосрочным рейтингом ситуация еще хуже. Здесь Moody's понизило кредитный рейтинг России с уровня “P-3”, что означает “обязательства ниже среднего уровня”, до максимально низкого “Not Prime”, соответствующему диапазону оценок от дефолта до не инвестиционных обязательств. Можно сказать что это “черная метка”, которая закрывает Россию не только для инвестиций, но и для ведения бизнеса частными международными компаниями, потому что любые активы и инвестиции в нашу страну, теперь будут оцениваться с большим дисконтом», - указывает Антон Быков, отметив, что для любой крупной компании это будет означать удар по собственной балансовой оценке, не говоря уже про имиджевые риски.
Собеседник «Свободной прессы» уточняет, что таким шагом агентство Moody's, а через нее истеблишмент Соединенных Штатов, как бы предупреждает, что после блокировки российских золотовалютных резервов (ЗВР) наша страна может перестать обслуживать внешний долг и объявить о техническом дефолте.
«Учитывая, что внешний долг России составляет около 478 миллиардов долларов, отказ платить может спровоцировать банковский кризис в Европе, а его последствия будут ощущаться очень долго, потому что “кредитная история” нашей страны будет испорчена на 10-15 лет вперед. В этом случае все достижения российских финансово-экономических властей последних десятилетий по снижению процентных ставок в национальной финансовой системе, можно будет считать стертыми. Кроме того, для западных инвестиций мы будем закрыты, а собственных средств для развития экономики после блокировки около 60% ЗВР практически нет. Останется только капитал из Азии, но при новом уровне процентных ставок, брать его будет очень опасно для будущей финансовой устойчивости России», - обращает внимание экономист.
Он допускает, что в такой реальности, Россию ждет мобилизационная экономика, с «обращением» государства к накоплениям граждан.
«Как бы ни было тяжело, России сейчас нельзя допускать технического дефолта по внешнему долгу, иначе последствия могут быть настолько серьезными, что нашу страну будет ждать социальная-экономическая трансформация. Если вспомнить историю, подобные изменения всегда сопровождались значительными потрясениями для государства и резким падением уровня жизни граждан», - подчеркивает Антон Быков.