Власти предлагают ограничить наценку на социально значимые продукты 5%

Обновлено в 17:20

Власти предлагают ограничить наценку на социально значимые продукты 5%
© BFM.RU

Торговую наценку на некоторые продукты, включая составляющие «борщевого набора», молочку, хлебобулочные изделия и сахар, предлагают ограничить уровнем в 5%.

Введение такой максимальной наценки в торговых сетях обсуждалось на совещании в правительстве с участием главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева и замглавы Минпромторга Виктора Евтухова.

Было принято решение, что ведомства разработают перечень социально значимых продуктов, которые попадут под ограничение, рассказал РИА Новости один из участников обсуждения. Предполагается, что пятипроцентная торговая наценка будет действовать до 1 июля, когда начнется новый сельскохозяйственный сезон.

В то же время в прошлом месяце сетевые ретейлеры объявили о добровольном ограничении наценки до конца этого года в размере 10%.

Как оценивают нынешние планы правительства в X5 Group? Рассказывает директор по развитию отношений компании с органами госвласти Станислав Богданов:

Станислав Богданов директор X5 Group по развитию отношений компании с органами госвласти «В январе X5 Group уже ввела ограничение торговой наценки на социально значимые товары. В настоящий момент в торговых сетях Х5 наценка на них ограничена 10%, при этом большинство из этих позиций уже реализуется с отрицательной наценкой или не превышающей 5%. Все издержки на эти позиции компания покрывает за свой счет. Кроме того, Х5 считает эффективными неценовые методы повышения спроса. Так, например, участники совещания поддержали наше предложение по использованию механизма адресной продовольственной помощи в качестве дополнительной меры, позволяющей сохранить доступность продуктов питания. Сейчас такая практика реализуется в некоторых регионах, но ее нужно масштабировать на всю страну».

Ограничение наценки «будет способствовать повышению доступности социально значимых продуктов для населения», заявили газете «Коммерсантъ» в Минсельхозе.

К чему может привести очередное госрегулирование? Отвечает генеральный директор консалтинговой компании The Orchestra Дина Григолая:

Дина Григолая генеральный директор консалтинговой компании The Orchestra «Насколько эта попытка вообще принципиально решает какие-то вопросы для населения — это вопрос. И более того, что бы в данном случае тут ни регулировалось, в конечном счете это отразится на качестве продуктов, которые окажутся на полке у ретейлеров, на их разнообразии. Конечно, они не исчезнут, но будут специфичным образом представлены: просто появятся более дорогие товары в этой категории, которые будут выведены по каким-то признакам из линейки базовых, социально значимых. Мы понимаем, что это вопрос упаковки того, что мы продаем. Любая отрасль, которая что-либо производит и поставляет на рынок и конечному потребителю, зависима от других отраслей, где параллельно происходят свои процессы, вполне обоснованные. Где-то растут цены на энергоносители, где-то растут цены на логистику, где-то растут цены на экспорт-импорт и так далее. И когда оно все вместе складывается, то естественным образом получается, что так или иначе все взаимосвязаны. Другой вопрос, когда подключается механизм и регулирование: это некие костыли или некие тормозные механизмы, которые очевидным образом локально пытаются купировать ситуацию. Конечно, в идеале лучше, чтобы рынок регулировался самостоятельно. Защищать население нужно, но другими способами, выстраивая институты развития и экономику, а не регулируя наценки на и без того не самые высококачественные социально значимые группы продуктов».

О возможных рисках говорит генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков:

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine «Основные последствия будут в том, что эти социально значимые товары начнут постепенно пропадать с полок наших магазинов. Иногда приходится наблюдать картину, когда в огромном гипермаркете невозможно найти упаковки соли, банальной простой соли. При этом какие-то виды эксклюзивной морской соли, соли крупного помола и так далее, которые стоят втридорога, естественно, на полке присутствуют. Ровно таким образом будут выполняться эти требования. Социальных товаров будет либо мало, либо их не будет вообще. Торговая сеть будет заявлять о том, что они есть в ассортименте, будет выставлять небольшой объем этой продукции на полку, эта продукция будет в относительно короткие сроки реализовываться, после этого там будет стоять пустое место с одним социально значимым ценником. Последнее, что нужно будет сделать, это заставить торговые сети торговать этой продукцией, но тогда мы вернемся во времена Советского Союза и государственной торговли. Это условие будет являться очень серьезным давлением на поставщиков, потому что в этом случае ретейлеры будут заинтересованы перенести часть финансовой нагрузки на поставщиков другим образом, не используя прямую наценку, а используя различные маркетинговые сборы, используя различные формы бэк-маржи, ретро-бонусы и так далее. В любом случае, если поставщик заинтересован в том, чтобы его товар продавался в сети, сеть будет требовать от него выполнения тех или иных условий и поставщики вынуждены будут их выполнять».

На совещании в правительстве говорилось о планах уже сейчас зафиксировать торговую наценку от 0% до 5% на «борщевой набор» по определенным категориям, чтобы у потребителей была возможность выбора и более дорогой продукции, отмечает РИА Новости.