Итоги года проекта «Своих не бросаем»
Команда проекта «Своих не бросаем» подводит итоги 2021 года. За это время к нам обратились за поддержкой десятки российских граждан из разных уголков мира. Все они оказались в тяжёлой жизненной ситуации, находясь за границей.
Год назад на RT появился проект «Своих не бросаем». За это время к нам обратились за помощью десятки людей из разных уголков мира. В США, Западной Европе, Южной и Юго-Восточной Азии наши граждане столкнулись с нарушением своих прав, тюремным заключением и вымогательством. Команда «Своих не бросаем» постаралась оказать им информационную и материальную поддержку, а также неоднократно обращалась к российским чиновникам и дипломатам, чтобы они со своей стороны обеспечили максимальное содействие в решении сложных вопросов, требующих государственного вмешательства. С самого начала непосредственное участие в проекте принимает депутат ГД РФ Мария Бутина, которая сама не так давно нуждалась в помощи соотечественников, будучи заключённой в американской тюрьме.
Франция
Начало проекту «Своих не бросаем» положила история Александра Винника. В декабре 2020 года на сайте RT был опубликован наш первый материал — интервью с матерью программиста, которого обвинили в отмывании денег через биржу криптовалют.
В 2017 году Винника задержали власти Греции по запросу США. По словам адвоката, никаких оснований для этого не было, однако суд принял сторону обвинения. В настоящий момент Александр находится в заключении во Франции, где его также признали виновным в киберпреступлении и приговорили к пяти годам тюрьмы. После освобождения мужчину могут экстрадировать в Грецию, а оттуда — в Соединённые Штаты. О том, что сейчас происходит в его деле, вы можете узнать из последнего интервью, которое мы взяли у Александра Винника.
Ещё одно громкое дело во Франции связано с российскими болельщиками Павлом Косовым и Михаилом Ивкиным. В 2020 году их обвинили в насилии над английскими фанатами во время беспорядков на Евро-2016 в Марселе. Косов получил десять лет тюрьмы. Ивкин — три года. Причём на скамье подсудимых оказались только россияне. Англичане, которые громили город и устраивали массовые драки, французское правосудие не заинтересовали. В начале 2021-го Михаил Ивкин вернулся в Россию, поскольку суд учёл время, проведённое в тюрьме под следствием, в срок наказания. О своём аресте и заключении он подробно рассказал Марии Бутиной в рамках проекта «Своих не бросаем» сразу по возвращении из французской тюрьмы.
США
Впрочем, не будет преувеличением сказать, что первое место по предвзятому отношению к нашим гражданам занимают США. Не важно, нарушили россияне закон или так показалось местным властям. Яркие тому примеры — громкие уголовные дела против Виктора Бута и Константина Ярошенко.
В октябре проект «Своих не бросаем» взял интервью у председателя Координационного совета организаций российских соотечественников (КСОРС) США Елены Брэнсон. В США её общественной деятельностью заинтересовалось ФБР, затем последовали обыск и допросы. Скорее всего, женщине грозили долгие годы тюрьмы, но она вовремя вернулась на родину. Совпадение или нет, но спустя месяц после её интервью RT КСОРС в США объявил о приостановке своей деятельности в связи с расследованием американских спецслужб.
Весной 2021-го из США вернулись Богдана Осипова и Мира Тэрада. Им повезло меньше. Каждая провела по несколько лет в тюрьме. Богдана — три с лишним года по обвинению в похищении собственных детей. В январе Мария Бутина обращалась к президенту Дональду Трампу с просьбой помиловать женщину, но безрезультатно. Впрочем, благодаря действиям наших дипломатов Богдана всё же воссоединилась с семьёй. Свою историю она рассказала в эксклюзивном интервью проекту «Своих не бросаем».
Что касается Миры Тэрады, её отправили за решётку на два с половиной года по обвинению в отмывании денег, несмотря на то что главным подозреваемым была не она, а её бывший супруг. После освобождения Тэраду ещё полгода не выпускали из США, ссылаясь на то, что её паспорт утерян. Всё это время Мария Бутина и команда «Своих не бросаем» требовали ускорить депортацию женщины в связи с ухудшением состояния здоровья россиянки. Ровно то же самое происходит сейчас с Олегом Никитиным. В 2020-м предпринимателя из Санкт-Петербурга приговорили к двум годам и четырём месяцам тюрьмы якобы за нарушение санкционного режима. По окончании срока его депортацию отменяли два раза: в ноябре и в декабре. Причём делали это в последний момент и без объяснения причин. Сейчас Никитин незаконно находится в одной из американских тюрем.
Прибалтика
Впрочем, если в США и во Франции поступки и дела наших граждан рассматривают с точки зрения геополитических интересов, то совсем рядом с нами есть страны, власти которых настроены враждебно к России и россиянам сугубо по причине этнического национализма. Не секрет, что русские и русскоязычные жители Прибалтики долгие годы подвергаются дискриминации по национальному признаку, а с недавних пор преследовать стали и тех, кто имеет отношение к российским СМИ. В январе 2021 года «Своих не бросаем» запустил информационную кампанию в поддержку 14 латвийских журналистов, которые были задержаны Службой безопасности Латвии за сотрудничество с Baltnews и Sputnik. Героями нашего проекта стали журналист, общественный и политический деятель Владимир Линдерман, бывший главный редактор Baltnews Андрей Яковлев и член Союза журналистов Латвии Алла Березовская.
В защиту наших соотечественников на одиночные пикеты выходили Мария Бутина и Кирилл Вышинский. Впрочем, в октябре Служба госбезопасности Латвии завершила следствие по уголовным делам в отношении русскоязычных журналистов и передала их в прокуратуру. Сейчас им грозят реальные тюремные сроки.
В Эстонии сложилась похожая ситуация. В 2020 году журналистам портала Sputnik, который входил в МИА «Россия сегодня», стали блокировать личные счета и угрожать уголовными делами. В итоге редакция закрылась. Об этом нам рассказала её бывший редактор Елена Черышева.
Ливия
Одним из самых интересных героев проекта «Своих не бросаем» стал президент Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей. В 2019 году, в разгар гражданской войны в Ливии, его задержали вместе с переводчиком Самером Суэйфаном в Триполи. Социолога заподозрили во вмешательстве в местные выборы. Мария Бутина неоднократно выходила на пикеты в защиту россиян, а также писала обращения в российские и ливийские госорганы. В конце 2020 года Шугалея отпустили. А в феврале 2021-го он дал эксклюзивное интервью проекту «Своих не бросаем», где рассказал о допросах и пытках, которым подвергался во время заключения.
Испания
Осенью к нам обратились за помощью несколько россиянок, которые столкнулись с нарушением своих прав в Испании. То, что они рассказали, шокировало команду проекта «Своих не бросаем» и стало материалом для специального репортажа. По словам женщин, местные суды отняли у них детей и передали на воспитание тем, кого подозревают в педофилии — бывшим мужьям россиянок. Такая проблема знакома многим нашим гражданкам и в других зарубежных странах. С помощью огласки героини репортажа надеются получить помощь от наших дипломатов и властей. Ведь их дети — граждане России, а значит, их права и свободы обязаны защищать на всех государственных уровнях.
Бали и Индия
Одним из самых сложных регионов в плане соблюдения прав россиян оказались курортные страны Южной и Юго-Восточной Азии. В частности, Индия и Индонезия. Так, летом 2020 года к нам обратились за помощью сразу несколько наших граждан, проживающих на Бали: Павел Алимов, Артём Гвоздулин и Анастасия Савицкая. Они оказались в тюрьме по подозрению в торговле наркотиками. По законам Республики Индонезия за это полагается длительное тюремное заключение — от четырёх до 20 лет. Но, как выяснилось, молодые люди стали жертвами преступной группировки, кстати, тоже из России. Её члены подбрасывали наркотики своим согражданам и вымогали крупные суммы денег в обмен на «решение проблемы» с полицией. В итоге за решёткой оказались около 40 человек. Команда журналистов RT и проекта «Своих не бросаем» подробно рассказывала об этой истории в цикле статей и в специальном репортаже. Нам удалось связаться с пострадавшими и взять у них эксклюзивные интервью, где они в деталях поведали о бандитских схемах и рэкете.
Несмотря на то что один из предполагаемых лидеров преступной группировки был арестован в Индонезии, а ещё несколько её участников депортированы из страны, местные власти отказались менять приговор в отношении заключённых из России. Мы решили действовать своими силами. Через почту и социальные сети жертвы вымогателей направили обращения депутату Госдумы РФ Марии Бутиной. 18 ноября она подала депутатский запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой инициировать проведение оперативно-следственных мероприятий в отношении предполагаемых членов ОПГ. И уже в конце месяца получила ответ:
«Генеральная прокуратура РФ обратилась в Генеральную прокуратуру Республики Индонезия с запросом о правоохранительном содействии в проверке доводов обращений и принятии необходимых мер для устранения возможных нарушений закона и прав заявителей» (письмо есть в распоряжении русской редакции RT). Копии обращений также были направлены в МВД РФ и российский МИД «для организации рассмотрения и принятия мер в соответствии с компетенцией».
Мы надеемся, что это поможет организовать международное взаимодействие для поиска настоящих преступников и в случае доказательства их вины позволит требовать от индонезийских властей сокращения срока или вовсе прекращения преследования и освобождения наших граждан.
Что касается Индии, то весной этого года на связь с нами вышел Илья Зорин, музыкант из Астрахани, который уже более двух лет находится в заключении в депортационном лагере для иностранцев. Его подозревают в торговле наркотиками, но он отрицает свою вину и считает себя жертвой полицейского произвола. У следствия нет никаких доказательств, утверждает Зорин, но больше всего его беспокоит длительное ожидание суда, который постоянно откладывается.
Причина для беспокойства у молодого человека более чем серьёзная. В тюрьме на юге Индии уже больше десяти лет без суда сидит россиянин Александр Вьюхин. Тоже по подозрению в торговле наркотиками. Проект «Своих не бросаем» публиковал материалы об этой истории. По словам Ильи Зорина и сына Вьюхина Сергея, они неоднократно обращались за помощью к российским дипломатам, однако получали лишь «дежурные ответы». На запрос RT в Генконсульство РФ в Ченнаи (Индия) нам ответили, что следят за соблюдением процессуальных норм в отношении нашего гражданина и дважды обращались к правительству штата с просьбой выпустить Вьюхина под залог, однако безрезультатно.
Команда «Своих не бросаем» направила письма с просьбой помочь нашим гражданам председателю комитета ГД РФ по международным делам Леониду Слуцкому и официальному представителю МИД РФ Марии Захаровой. Мы не оставляем надежды, что наши депутаты и чиновники обратят внимание на эту беспрецедентную ситуацию и примут все возможные меры для освобождения наших граждан.
Турция
Зато в Турции, в отличие от Индии, по наркотической статье судят быстро и строго. Даже если у следствия нет на это достаточных оснований. По крайней мере, так считает Валентина Гусейнова из Псковской области. В октябре этого года её дочь Арзу обвинили в производстве наркотиков и приговорили к 17 годам тюремного заключения. Россиянка вину не признаёт, а её мать считает, что дочь подставил молодой человек из Нигерии, с которым она познакомилась несколько лет назад. Зимой 2021 года нигериец подарил девушке тур по Ближнему Востоку, а в Эфиопии дал сумку с вещами с просьбой передать другу из Тбилиси. В Стамбуле её багаж по ошибке отправили в Грузию. Когда он вернулся, в чемоданах нашли кокаин. «Своих не бросаем» тоже подробно рассказывал об этой истории.
Чтобы помочь россиянке, фонд Марии Бутиной и Фонд мира депутата ГД Леонида Слуцкого собрали средства для нового адвоката Арзу Гусейновой. Защита уже подала апелляцию. Мы надеемся на пересмотр дела и освобождение гражданки России, если её невиновность удастся доказать в суде.
Греция
Греция — ещё одна страна, где нашим гражданам нужна помощь и поддержка. В августе Мария Бутина в рамках проекта «Своих не бросаем» взяла интервью у Витаутаса Слушкониса, моряка из Калининграда, который провёл два года и семь месяцев в греческой тюрьме. По словам россиянина, иностранная компания наняла его капитаном туристической яхты. Во время одного из рейсов судно задержала морская полиция Греции по подозрению в перевозке нелегальных мигрантов, хотя, кроме Слушкониса и его помощника, на борту никого не было.
Как выяснилось — типичная ситуация для этого региона. В Греции, Турции и в ряде других европейских стран пребывают в заключении не менее десятка российских граждан по обвинениям, связанным с незаконной перевозкой мигрантов. По нашей информации, многих из них использовали вслепую, как и Слушкониса. Проект оказал непосредственную помощь в приобретении вещей для россиян, содержащихся в тюрьмах Греции.