Войти в почту

Цунами цен: «инфляция» — главное слово уходящего года в экономике. Комментарий Семена Новопрудского

Накануне рождественских и новогодних каникул разные почтенные научные институции или СМИ обычно определяют главное слово уходящего года. В мировой и российской экономике главным словом 2021 года однозначно стала «инфляция». По всем опросам она существенно выше, чем те цифры, что показывает официальная статистика.

Цунами цен: «инфляция» — главное слово уходящего года в экономике. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

По итогам ноября потребительская инфляция, рассчитанная по корзине товаров, которые реально ежедневно покупают люди, достигла 17%. Таковы данные исследования «Ромира». Почти каждый пятый россиянин (18%) считает, что страна находится на грани гиперинфляции с ростом цен на 30% и выше.

Росстат считает месячную инфляцию по условной корзине, включающей несколько сотен товаров и услуг — от памперсов до гробов. При этом гробы люди все-таки покупают не так часто. Да и памперсы нужны далеко не всем семьям. «Ромир» сформировал свой индекс на основе 15 миллионов покупок, реально совершенных российскими домохозяйствами с 2008 по 2020 годы.

По такому подсчету инфляция более чем вдвое превышает официальную цифру Росстата, он давал 8,4% на ноябрь. И сами россияне, которых ежемесячно опрашивает Банк России, замеряя ощущаемую инфляцию и инфляционные ожидания, оценивают масштабы роста цен примерно на уровне опроса «Ромира». По данным на декабрь, уровень наблюдаемого населением роста потребительских цен составил 17,7 против 12,8% в начале года и 8,3% накануне начала пандемии в январе-феврале 2020-го.

Даже официальная статистика показывает двузначную годовую инфляцию на продукты питания массового спроса. По данным Минэкономразвития, курятина в 2021 году подорожала на 29,3%, говядина — на 15,15%, гречка — на 24,8%, яйца — на 20,9%, морковь — на 35,6%, картофель — на 62,55%, капуста и вовсе на 124,21%. Неслучайно впервые в истории в уходящем году словосочетание «борщевой набор» можно было услышать из уст главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференциях, посвященных очередному повышению ключевой ставки.

Непродовольственная инфляция не сильно отстает от продуктовой. Цены на бензин, по официальным данным, с начала года выросли на 8,5%, на стройматериалы — на 56,2%, на автомобили — на 14-19%.

Если в 2018-2019 годах казалось, что Россия практически победила инфляцию, которая опускалась даже существенно ниже таргета Банка России в 4% годовых, теперь перед нами опять маячит призрак гиперинфляции. Высокие темпы роста цен в российских условиях плохи еще и тем, что мы и до пандемии переживали затяжной период падения реальных доходов населения. Люди беднели даже при рекордно низкой инфляции, что уж говорить о высокой.

Только на сей раз это не российская, а общемировая проблема. Вместе с волнами пандемии COVID-19 и попытками центробанков разных государств резко снизить ключевую ставку, накачав зажатые в тисках локдаунов экономику и население дешевыми деньгами, мир захлестнуло настоящее цунами цен. Затем к этим проблемам добавились кризис логистики и грузоперевозок из-за пандемических ограничений и глобальный дефицит электроники для гаджетов и автомобилей. В результате на рекордных отметках с начала века рост цен не только в Венесуэле или Судане, но и в США и Германии.

Фактически единственным инструментом борьбы с ростом цен в России остается ключевая ставка ЦБ. На заседании 17 декабря она взлетела сразу на 1 процентный пункт, до 8,5%, максимума с 2017 года. Регулятор предупредил, что это еще не конец роста ставки. За один только 2021 год ключевая ставка в России, прямо влияющая в том числе на ставки по кредитам, выросла ровно вдвое, в самом начале года она была на отметке 4,25%.

В наступающем году резкого падения темпов инфляции не предвидится. Наоборот, даже высокопоставленные чиновники российского правительства прогнозируют третью волну роста цен во втором полугодии 2022 года.

Похоже, нам всем надо приспосабливаться жить с ковидом и с инфляцией неопределенно долгое время. Инфляцию легче пережить при высоком экономическом росте и росте доходов населения. А пандемия должна бы уже научить нас разумному потреблению. Так что борьба с инфляцией становится задачей не только монетарных властей государств, но и каждой конкретной семьи. Использовать по максимуму скидки и рекламные акции, формировать личные финансовые подушки безопасности, тщательнее планировать крупные покупки, не покупать лишнего — все это поможет нам пережить пандемию инфляции.