Спасти нельзя забросить
Маленькие провинциальные города – большая головная боль практически для всех регионов России. Еще в советские времена они начали "стареть".
Демография миграции
Эксперты обозначают эту проблему термином "урбанизация". Люди предпочитают переезжать туда, где более высокое качество жизни, образования и так далее. Получается этакая лестница – из деревень стремятся уехать в малые города, оттуда – в региональный центр, а затем в Москву.
Профессор МГУ, экономист Наталья Зубаревич отмечает, что для России в нынешней ситуации это вполне ожидаемая и прогнозируемая тенденция: "Это естественный процесс в депопулирующей стране с миграциями из периферий в региональные центры и агломерации федеральных городов".
"Если мы посмотрим на карту нашей страны, то увидим четкие агломерации, которые, как пылесосы, всасывают в себя близлежащее народонаселение. Это – Москва, Казань, Екатеринбург, Новосибирск и так далее", – резюмирует в разговоре с "Уралинформбюро" политолог Сергей Мошкин.
В Свердловской области статус города носят 47 населенных пунктов, в Челябинской – 30. Для сравнения ситуация в сибирских регионах: в Омской области городов только 6, в Новосибирской – 14.
Сергей Мошкин объясняет это историческими процессами освоения земель: "Свердловскую область еще с демидовских времен осваивали именно как промышленный край, и городов строили много. Советская власть также вдохнула в них жизнь в военные и послевоенные годы. Но сейчас эта эпоха закончилась и, зачастую, экономический смысл существования городов теряется. И возникает вопрос, что делать дальше?"
Этот вопрос больше всего должен волновать глав муниципалитетов. Сокращается население – зачем тогда мэры, какие вопросы им решать, если трудоспособные жители уезжают работать и рожать в крупный город?
"Место жительства, благосостояние и рождаемость – вообще не связанные между собой вещи. Достаточно посмотреть на страны Средней Азии – у населения этих государств есть традиция рожать много детей, и они это делают хоть в большом городе, хоть в маленьком", – спорит Елена Матвеева, руководившая Нижней Салдой в 2012-2019 годах.
Пиар на развалинах
По мнению экспертов, в нынешних реалиях можно выделить несколько факторов, от которых зависит выживание провинции. Один из главных – удаленность от более мощных населенных пунктов.
"Сравните условный Ивдель или Тавду с Сысертью или Арамилем, – предлагает Сергей Мошкин. – Очевидно, что перспективы на выживание у этих городов совершенно разные. Хотя и там и там многие жители стремятся переехать в Екатеринбург. Но в Сысерти или Арамили существует и обратный процесс – какая-то часть жителей Екатеринбурга едет в обратном направлении".
Развитые страны мира давно продемонстрировали, что в крупных городах жить дорого. Население пригородов ежедневно перемещается в мегаполисы на работу и учебу. Вопрос в транспортной доступности.
Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков сравнил ситуации в России и США – странах, сопоставимых размерами и расстояниями: "За океаном вы можете в любой момент попасть в любую точку страны. В России же и автомобильные и железные дороги развиваются очень слабо. А дороги – это основа. Вслед за ними появляется другая инфраструктура и, как итог, рабочие места".
А есть ли вообще смысл вбухивать деньги в развитие территорий, в которых сейчас никто не видит экономических перспектив? "Может быть, нам такое количество мелких городов и не нужно, – допускает Солодков. – Автомагистраль до каждой деревни дотянуть сложно, да это и бессмысленно. Но то, что происходит депопуляция территорий – это совершенно очевидная вещь. Это - ненормально".
Тогда как относиться к градостроительной инициативе российских властей? В сентябре министр обороны и по совместительству глава Русского географического общества Сергей Шойгу объявил о планах освоения Сибири через строительство нескольких новых городов.
"Не нужно обращать внимания на слова Шойгу, это - предвыборный пиар, – считает Наталья Зубаревич. – Новых городов в Сибири не будет – нет для них населения. В большинстве восточных регионов идет миграционный отток".
В советские времена в Москву из городов центральной России ездили за продуктами и промтоварами. Потом туда поехали за работой. Как говорят эксперты, сейчас в большинстве случаев соискатели находят в столице соответствующее рабочее место максимум за неделю.
И такая картина не только в Москве. В том же Екатеринбурге дефицит врачей и учителей подталкивает бюджетников переехать в мегаполис из провинциальных городов. Вслед за ними уезжают те, кто думает об образовании и здоровье своих детей.
Пока что государству некогда думать о том, что "деревня переезжает в город" со всеми вытекающими проблемами. Девелоперы потирают руки – жилье в мегаполисах продолжает расти в цене на спросе. А школ и больниц не хватает на всех новых жителей.
Олег ЕСАУЛКОВ