Кремль отбил память: россияне почти забыли СССР
Как правящий режим заставил население забыть о стабильности и уверенности в будущем
Каждый пятый взрослый россиянин не сумел правильно расшифровать аббревиатуру СССР, следует из опроса ВЦИОМ. Большая часть из них – молодежь от 18 до 24 лет.
Еще ниже оказалась доля способных перечислить республики бывшего СССР: о всех 15 союзных республиках упомянули только 6% респондентов. 27 % не смогли назвать ни одной.
Что это, деградация?
– Речь идет об аполитичности опрашиваемых, а также о качестве преподавания истории в период ЕГЭ, где акценты часто смещены до уровня теста: выберите из вариантов, глубина и суждение при этом сводится к минимуму, – считает директор Центра изучения гражданского общества Института инновационного развития Денис Зоммер.
– Если пойти дальше и спросить, кто руководил СССР в годы Великой Отечественной войны, и поставить варианты Ленин, Сталин, Николай Второй и, допустим, маршал Жуков, ответы могут быть также не всегда очевидными даже среди взрослых людей.
«СП»: – О чем говорит такой результат? Деградация и отупение нации?
– Этот опрос похож на программирующий, ведь его результаты подают так: людей, позитивно относящихся к советскому периоду страны, становится меньше – и это, несмотря на антисоциальную политику нынешнего руководства страны с повышением пенсионного возраста, оптимизацией медицины и образования, провалом массового и олимпийского спорта.
Этот опрос скорее напоминает ползучую декоммунизацию, результаты которой видны на примере Украины и многих восточноевропейских стран.
«СП»: – Всего 6% помнит, какие республики входили в состав СССР. Но ведь это в школе проходят, даже если человек сам не интересуется историей. Как же так?
– Это идеология государства, которому стыдно признать, что, отмечая юбилеи Великой Победы над фашизмом, 12 июня 1990 первый президент РФ Ельцин принял декларацию о государственном суверенитете России от исторической России – СССР, и фактически помножил на ноль достижения отцов победителей, освободивших многие исторические территории нашей Родины в 1945 году, а затем беловежским сговором в 1991 совершил то, что не могли совершить ни одни захватчики, окончательно уничтожив СССР.
Убеждён что незнание республик, их количества, территорий – часть современной повестки по продолжению декоммунизации и демонтажа страны.
«СП»: – Лучше всего россияне помнят, что в состав Советского Союза входила Украинская и Белорусская ССР. О чем это говорит? Эти страны все ещё близки нам, в отличии от Закавказья, Средней Азии и Прибалтики?
– Это говорит о продолжении политики дезинтеграции на постсоветском пространстве, о замалчивании территориального демонтажа основателями современной демократии российского государства в 1990-1991 годах. Ведь первой – не считая Прибалтику, ещё перед Украиной – о своём суверенитете заявила РФ в 1990 году, что и привело к высвобождению центробежных сил. Республики Азии, часть Закавказья, например, Азербайджанская ССР, до последнего стремились сохранить единство страны и предательство пришло не из Прибалтики, а именно из России. Если бы Россия не объявила суверенитет и не начала налаживать двусторонние связи с так называемыми независимыми странами Балтии, история СССР могла бы не прекратиться в 1991 году.
«СП»: – Только 13 процентов связывают аббревиатуру СССР с положительными эмоциями. Те, кто не жил в СССР, не помнит хорошего – но с другой стороны, они не помнит и плохого?
– Ответ тут прост, если проводить опрос честно – без программирования общественного мнения, с реальным объяснением общественно-политических процессов, происходивших тогда, – СССР может стать олицетворением самого успешного проекта на территории России. СССР олицетворяет достижения, за которыми стремилась добрая половина всего человечеств – свободное, справедливое, социальное развитое, – вот вам и аббревиатура СССР, как она может быть расшифрована.
«СП»: – По мере ухода советских поколений, идеи социализма будут более популярны или менее, и почему?
– Идеи социализма и по существу Советской Атлантиды, ушедшей под воды безвременья, будут живы и будут ещё сильнее с каждым годом. Именно по этой причине происходят такие опросы – чтобы указать маргинальность ниши тех, кто рефлексирует на тему СССР. Поколение молодых способно, не смотря на информационную пелену, сделать верное историческое и политическое суждение – в сторону СССР в сторону социализма!
Секретарь московского городского комитета КПРФ по выборам Николай Волков говорит, что поражён этим результатом.
– Безусловно, в школе учат историю СССР. Но во что превратилась школа? Имеет ли она в глазах нынешних учеников настоящий авторитет? Высок ли авторитет учителей? Во многих школах, к сожалению, ответы на эти вопросы отрицательные. А это означает, что никакие знания не закрепятся в головах учеников. Тем более, тестовая система экзаменов – ОГЭ и ЕГЭ способствуют «натаскиванию» учеников, а не осмыслению. Уверен, многие из опрошенных правильно бы расшифровали СССР, если бы это у них спросили не на улице, а на экзамене по истории. Но такова участь непрочных знаний.
Этот страшный процесс деградации образования происходит уже 30 лет. Нынешнему государству плевать на качество знаний. Правящие элиты хотят превратить народ в выдрессированных подданных. Которые будут знать свои обязанности, правила дорожного движения и будут знать, где получить QR-коды для своих перемещений – этого достаточно.
Властям не страшно, если молодой человек будет знать имена Пушкина, Некрасова, Толстого. Но им важно, чтобы молодые россияне не знали их свободолюбивых произведений и глубоко не задумывались над смыслами. Им важно, чтобы тема критического осмысления государственных порядков не трогала умы молодёжи. Поэтому, они и ввели ЕГЭ. Достаточно знать, о чём писали Пушкин и Толстой, но лучше их не читать и не вникать. Для сдачи ЕГЭ этого часто вполне достаточно.
2021 году, во время избирательной кампании по выборам в Государственную думу я поставил в своей агитации вопросы спасения образования на первое место. И не только я. С таким же посылом шёл на выборы (от другой партии) мой коллега с мехмата Алексей Савватеев. И в целом, всё больше людей осознаёт, что образование катится в пропасть и срочно нужны меры по исправлению ситуации.
– Люди просто вытесняют лишнее знание, которое им не пригодится в реальной жизни, – рассуждает политолог Андрей Тихонов.
– Достаточно того, что они знакомы с аббревиатурой. Нельзя требовать от большинства граждан исторической грамотности. Что касается молодежи – как правило, преподаватели брюзжат, что нынче студент пошел не тот. Это говорили и моему поколению. Но сейчас появились объективные обстоятельства в виде гаджетов, что негативно сказывается на когнитивных способностях молодых людей.
«СП»: –Но речь идет об элементарных школьных знаниях…
– Химию тоже преподают в школе, но не все смогут расшифровать даже простейшие формулы. Например, я. Это было бы гуманитарным шовинизмом – требовать от всех поголовно хорошо знать историю, которая сама по себе является наукой весьма относительной. Хотя, безусловно, СССР относится к базовым знаниям и не знать таких вещей нелепо. Наверное, сказывается формальный подход к изучению истории. Стоит скорее говорить о деградации школьного образования, чем об отупении нации.