Расширение дистанционной занятости может усугубить неравенство в карьерных возможностях женщин и мужчин

Российские женщины разошлись в оценках того, как распространение коронавируса и расширение практики удаленной работы повлияло на их карьеру, показало исследование международного кадрового агентства Kelly Services «Стеклянный потолок: равноправие для женщин не для галочки», пишет Коммерсант. В его основе — опрос 780 российских женщин-менеджеров среднего и высшего звена. Оценивая ситуацию в целом, большинство (75%) женщин признались, что чувствуют ограничения в своей карьере из-за своей традиционной социальной роли и необходимости уделять семье больше времени, чем мужчины. За последние четыре года доля давших такой ответ выросла на 12%.

Этот тренд не является только российским — в обзоре компании Deloitte отмечалось, что во время пандемии женщинам во всем мире пришлось тратить больше времени на выполнение неоплачиваемой работы по дому, так как многие учреждения сферы услуг были временно закрыты.

Само отношение женщин к удаленной работе оказалось двояким.

С одной стороны, по данным опроса Kelly Services, почти половина из них (48%) считают, что сочетать работу и дом благодаря удаленке стало проще. Но при этом более четверти (27%) респонденток при переходе на дистанционную занятость оказались в сложной ситуации, поскольку у них не было условий для полноценной работы на дому. По данным исследования международной рекрутинговой компании Hays, более трети (36%) женщин удаленная работа позволила повысить личную эффективность и только 17% столкнулись с ее снижением. У мужчин доля позитивно оценивших влияние удаленки оказалась чуть ниже (32%), как и доля заявивших об ее негативном эффекте (14%).

Как показали в своем исследовании «Домашний труд во время пандемии: опыт России» эксперты МГУ и МГИМО, удаленная работа сама по себе могла перераспределить нагрузку между полами — переход женщин на дистанционный режим работы привел к росту временных затрат на домашний труд, в то время как у мужчин они, наоборот, снизились. Впрочем, исходя из официальной статистики, можно предположить, что влияние удаленной занятости на положение женщин в России не было значительным: по данным Минтруда, даже в самый разгар пандемии в прошлом году в таком формате работали не более 5 млн человек, или менее 10% занятых на рынке труда. Однако нынешняя ситуация с новым ростом заболеваемости показывает, что число работников на удаленке в будущем может расти, а ее негативные эффекты — усугубляться.

Такие эффекты могут усугубить и ранее существовавшее неравенство в карьерных возможностях.

Как отмечает партнер Kontakt InterSearch Russia Галина Спасенова, российское общество только относительно недавно начало поощрять женщину в роли не только матери и жены, но и руководителя, активного участника социальной жизни. «Многие руководители-мужчины все еще не видят у женщин лидерского потенциала, а руководители-женщины могут испытывать ревность к успехам других женщин»,— отмечает она. Руководитель отдела по работе с клиентами кадровой компании UTEAM Анна Четаева отмечает, что зачастую работодатели предпочитают соискателей-мужчин не только в отраслях, где их исторически было больше, например в металлургии, но и в гендерно-нейтральных сферах, таких как финансы.

Фото Unsplash