На выборах-2024 Кремль сделает ставку на голоса подростков?
С предложением разрешить официально трудоустроенным подросткам голосовать на выборах обратился директор Института исследования проблем современной политики (ИИПСП) Антон Орлов к спикеру Света Федерации Валентине Матвиенко.
В направленном в адрес председателя Совфеда письме отмечается, что по российскому законодательству подростки имеют право заключать трудовые договоры, вести трудовую деятельность и платить налоги с 16 лет. По мнению руководителя ИИПСП эта норма свидетельствует о реальном возрасте вступления человека во взрослую жизнь, когда юные граждане сталкиваются с вопросами трудовых прав и налоговой политики. Однако при этом установленные возрастные ограничения не позволяют юным труженикам участвовать в политической жизни страны путем голосования, напоминает Орлов.
«Прошу вас оценить целесообразность внесения изменений в федеральное избирательное законодательство в части наделения граждан в возрасте от 16 до 18 лет, уже осуществляющих трудовую деятельность, активным избирательным правом — правом участия в выборах в качестве избирателей», - говорится в послании.
Надо сказать, это не первое предложение опустить на российских предельную возрастную планку — в феврале нынешнего года лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ходе общения с журналистами также предлагал разрешить отдавать свой голос на выборах с 16 лет. «В Швейцарии уже хотят понизить избирательный возраст. Мы придем к этому лет через 50, и это будет достижение. Какая-нибудь правящая партия скажет: это мы дали молодежи возможность голосовать в 16 лет. А сейчас что — наша молодежь глупее австрийской, швейцарской? Но они не будут голосовать за “Единую Россию“, поэтому будет ждать, когда не будет “Единой России”, тогда молодежь получит право на голосование», - сказал начальник либерал-демократов.
- Когда я выдвигал свое предложение, я руководствовался тем, что вижу вокруг, - пояснил Антон Орлов. - А мы видим, что молодые люди сегодня быстро взрослеют. Уже в 16 лет человек имеет свои взгляды на жизнь, обладает целостным мышлением и может сделать политический выбор.
У нас чиновники самого высокого уровня говорят о необходимости повышения доверия к результатам голосования. Это сделать можно только путем участия в выборах максимального количества сознательных граждан, обладающих целостным мировоззрением. С моей точки зрения, предлагаемая мера повысить число участников голосования и облечет их гораздо большим доверием общества.
«СП»: - Не так давно Жириновский выдвигал аналогичное предложение, на что в Центризбиркоме ему ответили, что «эта ситуация характерна для латиноамериканских стран», а «с точки зрения нашей Конституции у нас полный объем прав гражданина наступает, когда он достигает 18 лет».
- Я бы все-таки не сравнивал нашу страну с Латинской Америкой. У нас с 16 лет человек несет полноценную административную и уголовную ответственность, может обучаться вождению в автошколах, получать причитающиеся социальные выплаты и т. д. А голосовать не может, это, по моему мнению, некий дисбаланс, который требуется устранить.
«СП»: – Вы полагаете, сегодня руководство страны и общество могут согласиться с вами?- Я убежден, что вода камень точит и мы к этому придем, согласимся с произошедшими в мире и нашем обществе изменениями.
По мнению политолога Константина Калачева, несмотря на присутствующую логику в предложении снизить возрастной ценз на участие в выборах, в нем есть и противоречия.
– Если обратиться к личному опыту, то так получилось, что я стал отцом в 17 лет. И я вспоминаю свои ощущения: вроде бы заключить брак (в порядке исключения, впрочем) и стать отцом в 17 лет можно, а вот участвовать в выборах вроде нет. Надо сказать, в Словении, Хорватии работающие 16-летние подростки тоже могут участвовать в выборах, и предложение Орлова ориентировано на эти страны.
Однако никто не спрашивал российских молодых людей, хотят ли они получить избирательное право, нужно ли им участие в выборах. Ведь если бы подростки рвались на избирательные участки, это находило бы отражение в их гражданской активности. Но мы этого не наблюдаем, поэтому не думаю, что у них есть такая потребность. Во всяком случае, следовало бы провести соответствующее исследование, прежде чем идти на такой шаг.
Политолог Алексей Мартынов отмечает дискуссионный характер данного предложения:
- Это дискуссионный вопрос, и он позиционируется именно как таковой. Есть масса аргументов за и против. С одной стороны, вроде паспорт выдают даже раньше 16 лет, а делать выбор – только в 18. И так можно зайти еще дальше – если можно делать выбор в 16, то почему нельзя быть избранным? Есть и голоса против, заявляющие, что человек в этом возрасте еще не до конца сформировался как личность. Я лично бы поддержал данную инициативу, ведь если ограничивать право выбора, то тогда и другие гражданские права не стоит предоставлять до данного возраста.
Психолог Алексей Богачев указывает на двоякость ситуации:
– Вне нынешнего контекста, сама по себе, она могла бы иметь право на существование. По идее, молодежь в наше время довольно активна, рассуждает о многих вещах, хотя и данный процесс разнонаправленный.
«СП»: – То есть?
– Подростки часто и оживленно обсуждают, скажем, теории большого взрыва или гипотезы о черных дырах, почерпнув эти знания преимущественно из интернета. То есть, передача опыта и знаний идет не «вертикально», а «горизонтально». Однако при отсутствии опыта и учитывая поощрение инфантилизации общества, многие люди в душе остаются детьми до 25 лет.
«СП»: – Если процесс взросления тормозится, зачем такие идеи вбрасываются, на ваш взгляд?
– Наша власть, или ее значительная часть, делает из всего цирк, шоу, включая избирательный процесс. Поощряется уход от серьезности в сторону яркой картинки. С этим связаны многие новшества, включая трехдневное голосование, электронное голосование и прочее.
Мы видели, во что вылились эти «фокусы» с электронным голосованием, когда машины слишком долго «пересчитывали» голоса. И сейчас, видимо, чтобы отвлечь внимание от этих художеств вбрасывается яркая идея — давайте-ка снизим возрастной порог для участия в голосовании. Которая, учитывая упомянутый фактор инфантильности, может только ухудшить ситуацию и еще больше подорвать доверие к избирательной системе.