Будет ли создан крупнейший в мире судостроитель?
В пятый раз продляются сроки завершения сделки по созданию крупнейшего в мире судостроителя с долей рынка 21%. Речь идет об объединении мощностей двух корейских судостроительных гигантов — Hyundai Heavy Industries Group и судостроительного холдинга Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Инчхон — город и порт на Корейском полуострове в Республике Корея. Фото: depositphotos.com Южнокорейская судостроительная, промышленная и оборонная группа Korea Shipbuilding & Offshore Engineering (KSOE), образовавшаяся на базе судоверфей Hyundai Heavy Industries (HHI), до сих пор не может закрыть сделку по покупке другого корейского судостроительного холдинга — Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Их слияние должно создать мирового лидера судостроения, который заберет на себя пятую часть всех заказов на новые суда в мире (ожидается, что доля рынка KSOE достигнет 21%). Как напоминает информагентство Yonhap, в марте 2019 года KSOE заключила договор о приобретении 55,72% акций Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, которая на тот момент уже 20 лет испытывала острую нехватку денежных средств. Чтобы закрыть сделку, необходимо получить одобрение от Южной Кореи, Китая, Сингапура, Казахстана, Японии и Европейского Союза (ЕС), причем утверждение от ЕС считается решающим для слияния KSOE и DSME. На данный момент «зеленый свет» дали только три страны — Китай, Сингапур и Казахстан. Сроки завершения сделки продляются уже в пятый раз. Как ожидается, процесс должен завершится к концу 2021 года. K-Shipping Месяцем ранее правительство Южной Кореи представило так называемую стратегию «K-ship», или государственную поддержку судостроительной отрасли, в значительной степени включающую субсидии на решение кадровой проблемы. На презентации стратегии «K-ship» в сентябре этого года президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин отметил стремление страны быть бессменным лидером в судостроении в целом, и особенно в «премиум-классе», под которым подразумевается строительство экологически чистых судов и развитие автоматизированных технологий, в том числе умных судов. «Судостроительные мощности Южной Кореи должны стать № 1 в мире, которые никто не сможет обойти», — заявил президент, намекая на рост конкуренции со стороны Китая. Судостроители Южной Кореи восстанавливаются после кризиса, вызванного Covid-19, а также борются за заказы с Китаем. Китайские верфи на протяжении 2021 года получали 45% общего количества заказов, а южнокорейские верфи — около 42%. При этом по подсчетам Clarkson Research, специализирующейся на судостроении и аналитике судоходства, заказы, полученные корейскими судостроителями за первые семь месяцев этого года, были максимальными за 13 лет. «Экологичность, стремление к углеродной нейтральности и интеллектуализация — тенденции в судостроении и судоходстве, которые уже никуда не уйдут», — отметил президент Мун и указал на сильные стороны корейского судостроения в этих направлениях. Южная Корея лидирует в области премиальных судов, в том числе больших контейнеровозов. За первое полугодие 2021 года страна получила 63% общего количества заказов на суда премиум-класса и на экологически чистые корабли — 66% (по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи). К 2030 году поставлена цель увеличить долю рынка экологически чистых судов до 75%, а также завоевать отрасль автономных судов, достигнув уровня в 50% всех мировых заказов. Для этого правительство Южной Кореи обязалось разработать новую политику и ввести в действие законы для поддержки развития автономного судоходства (должны вступить в силу к 2025 году). Государство намерено оказывать поддержку НИОКР для создания «умных кораблей», а также расширять исследования в области аммиачных и водородных технологий. Чтобы поддержать отрасль СПГ, правительство разместит в следующем году заказы на два бункеровщика СПГ и будет развивать бункеровочную инфраструктуру в порту Ульсан (к 2024 году). Проблема кадров Но Южная Корея сталкивается с нехваткой рабочей силы. Особенно остро это ощущают судостроители, у которых на фоне роста мировых заказов сокращается штат, не хватает ни специалистов, ни рабочих рук. Эту проблему будет решать государство. В рамках стратегии «K-Ship» выделены деньги на поддержку работников судостроительной отрасли, помощь с наймом и обучением. Судостроительные компании получат субсидии на повторный прием на работу вышедших на пенсию специалистов, на поддержание рабочих мест для существующих сотрудников. Верфи будут получать государственные деньги на оплату программ обучения персонала новым технологиям. Правительство также заявило, что будет привлекать иностранную рабочую силу, особенно в таких областях, как покраска судов и сварка. Для таких специалистов будет проще получить рабочую визу в Корею. В будущем нехватку рабочей силы в корейском судостроении будут восполнять роботы. Технологии автоматизации для верфей, включая сварочных роботов, уже изучаются. Автор: Екатерина Воробьева Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»