«Быть или не быть»: почему люди сомневаются в вакцинации от COVID-19
Какие факторы влияют на темпы вакцинации в России, с чем связаны опасения граждан и как их преодолеть — в материале InScience.News.За последние полтора года общество на весьма неприятном примере узнало много нового о вирусных инфекциях. С каждым днем информации, исследований и статистики, посвященных COVID-19, становится все больше. Казалось бы, все самые важные вопросы по этой теме: вероятность заболевания, тяжесть его протекания, меры предосторожности и вакцинация — должны быть уже более или менее решены. Но до сих пор мы сталкиваемся с множеством противоречивых мнений и предрассудков, в первую очередь, о вакцинах от коронавируса. В начале 2020-го года все с нетерпением ждали их разработки, чтобы вернуть жизнь в привычное русло. Однако даже сегодня вопрос «Вакцинироваться или нет?» звучит довольно часто.Кто и почему сомневается?Портал GxP News по результатам социологического исследования представил интересную и на первый взгляд неожиданную статистику: медицинские работники в той же степени подвержены страхам в отношении вакцин от COVID-19, что и обычные граждане. Наиболее частыми причинами отказа от прививки и те, и другие называют очень быстрые сроки разработки вакцины и неясные отсроченные последствия ее введения. Возможно, это просто рационализация страхов: люди не хотят вакцинироваться по каким-то своим причинам, но признать иррациональность такого решения они не могут и поэтому придумывают рациональные объяснения.В целом на желание населения вакцинироваться влияет целый ряд факторов. Аналитики портала GxP News в первую очередь отмечают уровень распространения постматериалистических ценностей в обществе. Это ценности, занимающие верхушку пирамиды Маслоу и характеризующие общество как высокоразвитое. Люди, для которых постматериалистические ценности важны, часто рассматривают социальные и глобальные проблемы как личные. Например, жители стран Северной Европы (Дания, Норвегия) воспринимают необходимость вакцинации как личную проблему, поскольку они чувствуют собственную ответственность за защиту общества от коронавируса. В России ситуация другая: большая часть населения, не думая об обществе в целом, придерживается позиции «я не заболею» и не вакцинируется. При этом к постматериалистическим ценностям в нашей стране склонно всего 22% населения.Также GxP News сообщает, что по уровню постматериалистических ценностей в стране можно определить момент, в который темпы вакцинации сильно упадут. По приблизительным оценкам, это произойдет, когда доля уже вакцинированных граждан на 15% превысит процент людей, разделяющих постматериалистические ценности. Таким образом, в России темпы вакцинации могут упасть при достижении 37% привитых. Для сравнения, на сегодняшний день в России полностью привито около трети населения. Если все-таки снижения динамики не произойдет, необходимый для коллективного иммунитета показатель в 60% будет достигнут примерно через год.Второй по важности фактор после постматериалистических ценностей — уровень ВВП (внутреннего валового продукта) страны. Он напрямую влияет на доступность вакцины: возможность ее производить в необходимых объемах или закупать у других государств. Но если сравнивать ВВП и постматериалистические ценности, то влияние ВВП оказывается ниже: он не будет гарантией того, что население станет активно прививаться.Третьим в списке наиболее значимых факторов стоит уровень заболеваемости.«Чем чаще в своем ближайшем окружении люди сталкиваются со случаями болезни от COVID-19, тем они более склонны вакцинироваться. Но к этому фактору нужно относиться осторожно, поскольку некоторые люди могут перепутать причину и следствие. Противники вакцинации, увидев такую корреляцию, могут интерпретировать ее как «чем больше вакцинируются, тем больше заражаются», что в корне неверно», — объясняет Александр Одинцов, руководитель аналитического отдела портала GxP News, кандидат социологических наук.Доверие к отечественной разработкеВ СМИ одной из причин низких темпов вакцинации неоднократно указывали недоверие россиян к отечественному Спутнику V. Отношение вакцине связано с целым комплексом других параметров: прежде всего, доверием системе здравоохранения, науке, государству, медиа и ближнему кругу. По данным «Евробарометра в России» в 2017 году доверие системе здравоохранения было весьма низким: больше половины россиян указали, что не обратятся в больницу при недомогании, если там нет знакомого врача. Зато доверие ближнему кругу — друзьям и знакомым — оказалось очень высоким.«Желание или нежелание вакцинироваться приобретает зависимость от социальных связей: чем больше у человека привитых от коронавируса знакомых, тем охотнее он вакцинируется. Однако в России доверие друзьям совмещается с недоверием российской медицине. Отсюда — запрос на зарубежные вакцины и рост «вакцинного туризма», — рассказывает Виктор Вахштайн, кандидат социологических наук, декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук.Виктор Вахштайн подчеркивает важность еще одного фактора — восприятия людьми рисков. Так, каждый человек ставит на весы условно «цену вакцинации» и «цену отказа от вакцинации». Например, если человек считает, что коронавирус не страшнее гриппа, а осложнения от прививки серьезнее, чем осложнения от болезни, он откажется от вакцинации, полагая, что риски вакцинации гораздо выше.Эффективность прививочной кампанииСвязь между прививочной кампанией и темпами вакцинации проследить довольно сложно, но не вызывает сомнений, что в России она была организована довольно неоднозначно. Изначально вакцинация была желательной, своего рода рекомендацией правительства. Проблема заключалась в том, что для населения «желательно» почти равнозначно «необязательно». Поэтому в первый «необязательный» период люди неохотно шли прививаться. Затем последовал период «частично обязательной» вакцинации, включавший ряд требований и ограничений, в том числе запрет на посещения московских кафе и ресторанов без QR-кода.«Влияние государства в рамках прививочной кампании прослеживается во всех странах, но не везде оно эффективно. Яркие примеры успеха — это Япония и Китай. Там людей с внутренней самостоятельной установкой вакцинироваться относительно не много: в Японии 28,8% людей склонных к постматериалистическим ценностям, а в Китае и того меньше – 12,1%. Но в Японии на данный момент вакцинирован 53,1% населения, а в Китае – 70,3%. Это сильно отличается от западных стран, где та самая пропаганда государства и давление общественного мнения дают около 15% прибавки к тем, кто будет вакцинироваться, исходя из внутренних установок», — комментирует Александр Одинцов.Несмотря на то, что «пропаганда» вакцинации (в хорошем смысле слова) в России дает не такие впечатляющие результаты, согласно статистике по странам на постсоветском пространстве, лучше всего прививочная кампания проходит именно в России. Это можно объяснить доступностью вакцины (и не одной). У части стран-соседок России необходимого количества вакцины до сих пор нет, и поэтому темпы вакцинации еще более медленные. Например, в сентябре 2021 года в Украине вакцинировалось около 12% населения, тогда как согласно данным ВОЗ в марте 2021 планировало делать прививку 48%. Украина не смогла принять Спутник V и включилась в программу вакцинации достаточно поздно, поэтому цифры столь неутешительные. Похожая ситуация сложилась в Кыргызстане — там вакцинировано всего 8,7% жителей.Региональные различияВакцинирование граждан в России происходит очень неравномерно, и на этом, безусловно, сказывается обширная география нашей страны. Так, в Москве привито почти 48% взрослого населения, а в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии — всего 25%. Это не только и не столько «культурные различия». Куда больше — характеристика того, как организован сам процесс вакцинации: в крупных городах и областных центрах привиться можно не только в медицинских учреждениях, но и в торговых центрах, в специально организованных передвижных пунктах на улицах и даже в некоторых театрах. Напротив, в отдаленных от столицы регионах неоднократно возникали случаи нехватки вакцины, что приводило к долгим — по несколько недель — очередям.Что делать?Не вызывает сомнений то, что дальнейшая ситуация с коронавирусом в России во многом зависит от темпов вакцинации и скорости достижения коллективного иммунитета. Вопрос, как создать условия, наиболее эффективно воспрепятствующие распространению COVID-19, остается дискуссионным, но социологи уверены, что залогом успешной прививочной кампании станет поддержка со стороны медицинских сотрудников.«Главным образом необходимо просвещать медицинское сообщество. Поскольку, как оказалось, часть населения отказывается от вакцинации после общения с каким-либо знакомым медиком, у которого остались те же страхи, что и у обычных людей. А знакомый человек в халате — вдвойне авторитетнее. Поэтому именно медицинским работникам нужно открыто давать всю статистическую информацию: какова эффективность вакцины, сколько и каких может быть побочных эффектов и тому подобные цифры», — подчеркивает Александр Одинцов.