Туристическая инфраструктура: в поисках новых точек роста

В середине сентября стартовал автотур «Магический Байкал» — четвертая совместная экспедиция Россельхозбанка и Ассоциации самых красивых деревень и городков России. Основная цель таких экспедиций — показать, что существующая инфраструктура деревень и городских поселений уже сформирована или как минимум имеет потенциал для своего развития и вполне годится для отдыха.

Туристическая инфраструктура: в поисках новых точек роста
© BFM.RU

Поэтому после завершения предыдущей экспедиции «Поволжье» ее организаторы провели опрос среди жителей городов с целью выяснить, каким им видится туризм вдали от мегаполисов. Вот некоторые из полученных данных, которые могут представлять интерес не только для любителей статистики и туроператоров, но и для потенциальных инвесторов в преддверии старта программы Ростуризма по льготному финансированию строительства туристической инфраструктуры.

Итак, более 90% участников опроса, результаты которого имеются в распоряжении Business FM, заявили, что готовы отправиться в загородное путешествие внутри страны. Для этого вполне хватит недели: так ответили почти половина респондентов (47,5%). Четыре из десяти опрошенных склоняются к отдыху в выходные дни, а оставшиеся 12% хотели бы вырваться из дома сразу на несколько недель.

Самыми желанными местами для туристического путешествия стали Байкал, Карелия и Алтай (51,7%). Каждый четвертый респондент признался, что его тянет на юг — в Краснодарский край и Крым. Также в тройку лидеров вошли неизведанные маршруты, среди которых Мурманск, Камчатка, Сахалин. А вот на традиционные историко-культурные направления ориентируется лишь каждый десятый россиянин. Но при этом людей не оставляет желание познакомиться с культурно-историческим наследием того места, где они будут проводить отдых: именно со знакомства с памятниками старины большинство респондентов (36,3%) собираются начать свое путешествие.

Главными инфраструктурными требованиями россияне ожидаемо назвали комфортные условия размещения (51,7%), стоимость дороги и проживания (51,2%) и транспортную доступность (42,8%). Примечательно, что в отпуске люди одинаково хотят стать абонентами «вне зоны доступа» (16,4%) и непрерывно оставаться на связи (18,4%). При этом около 75% потенциальных путешественников могут совокупно отпугнуть плохая экология, многолюдность, но в первую очередь — низкое качество гостиниц и других мест проживания.

А вот совместное исследование «Дом.РФ» и ВЦИОМ (также имеется в распоряжении Business FM), напротив, было посвящено городской инфраструктуре. В частности, респондентам было предложено ответить: куда бы они пошли гулять в другом городе при наличии свободного времени? 52% сказали, что выбрали бы для прогулки красивые улицы и площади, 51% — парки, 31% — лесопарки и природоохранные зоны, 12% — красивые бульвары, но большинство (64%) заявили, что первым делом хотели бы прогуляться по благоустроенной набережной.

Собственно, многие жители городов, где есть набережные (а в них проживает 72% городского населения страны), признались: в случае повышения уровня благоустройства своих набережных они готовы посещать их гораздо чаще — не менее одного-двух раз в неделю.

В целом 60% жителей городов, где есть набережные, оценивают их текущее благоустройство как хорошее. В крупных городах, где власти занимаются набережными всерьез, этот показатель вообще оказался на уровне 69%. А вот в городах, где проживают не более 100 тысяч человек, положением дел довольны лишь чуть более 30% респондентов, и именно здесь запрос на реконструкцию набережных наиболее ярко выражен. Вообще, как отметили горожане, набережным больше всего недостает лодочных станций (25%), площадок для занятий спортом (22%), детских площадок и увеличенной площади зеленых зон (по 21%), велодорожек (20%).

В своем выступлении на форуме «Среда для жизни», который недавно состоялся в Нижнем Новгороде, руководитель аналитического центра «Дом.РФ» Михаил Гольдберг отметил, что благоустройство городских набережных может стать дополнительным стимулом к развитию региональных экономик. «Мы видим, что потенциал набережных в российских городах не раскрыт, и одновременно с этим фиксируем большой общественный запрос на их благоустройство. Сейчас примерно 24 млн россиян посещают набережные в своем городе один-два раза в неделю и чаще. Если бы набережные были благоустроены, то число таких граждан выросло бы до 41 млн! Рост более чем на 70%. Понятно, что это дало бы мощный толчок развитию малого и среднего бизнеса в регионах, сфере торговли, услуг и развлечений, а также туризму», — заявил он.

По его мнению, модернизация прибрежных зон дополнительно создает стимулы для жилищного строительства и редевелопмента на прилегающих территориях, ведь жилье вблизи благоустроенных набережных стоит дороже и пользуется повышенным спросом.

Лишь один пример: по данным аналитиков компании Level Group, с начала года средневзвешенная цена в новостройках на набережных Москвы (которые составляют около 10% от общего числа новостроек, представленных на столичном рынке) выросла на 24%, до уровня 378,6 тысячи рублей за квадратный метр. По словам директора по маркетингу Level Group Александры Мамохиной, востребованность жилья вблизи рек и реакционных зон увеличивается с каждым годом.

«Согласно опросу, проведенному среди наших покупателей, близость ЖК к паркам и прогулочным зонам является одним из главных критериев выбора, а около 20% респондентов считают этот фактор основным», — подчеркивает эксперт.