Красиво обещать не запретишь
В нашем крае очередная эйфория. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин объявил об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года. Снова мелькают триллионы будущих инвестиций, десятки тысяч новых рабочих мест и прочие блага для забайкальцев.
Конкурс светлого будущего
Новые программные обещания сколь же привлекательны, столь и знакомые, как старые добрые друзья. Здесь и повышение качества жизни граждан за счёт частных инвестиций и бюджетной обеспеченности, и доступность медицины, и модернизация транспортной и коммунальной инфраструктуры, и многое другое в том же духе. Да разве кто против? Но вот риторический вопрос: какой смысл принимать всё новые программы и обещать те же блага, которые уже давно обещаны региональными правительствами и Равиля Гениатуллина, и Константина Ильковского, и Натальи Ждановой – да и нынешним губернатором Осиповым? Стратегии, планы, программы так и сыплются на голову забайкальцев почти ежегодно. Но также быстро забываются нашими меняющимися бригадами региональных руководителей, как ветер в мае.
Сложно привыкнуть к светлому будущему, когда оно меняется почти ежегодно. Его нам обещали все предыдущие губернаторы, упаковав это светлое будущее в глянцевую обёртку стратегий, программ и комплексных планов. Сложно даже посчитать, сколько было исписано бумаги, проведено совещаний, всенародных обсуждений и презентаций. Но вот какая любопытная деталь. С уходом очередного пламенного строителя светлого будущего для забайкальцев внезапно исчезают, словно в шляпе фокусника, все эти рукотворные предвестники наших надежд. Чтобы уступить дорогу новым.
При Равиле Фаритовиче каждые три года принимались программы социально-экономического развития региона. Плюс куча целевых программ по развитию отраслей. Были приняты и стратегии развития до 2020 и 2025 года. Константин Константинович спустился в край на парашюте дерзких мечтаний и тотчас принялся за составление новой «народной» программы. Стратегия до 2030 года была хитом его недолгого правления. Шуму было много, презентаций хоть отбавляй. Но…
Наталья Николаевна эту Стратегию проигнорировала и приступила к созданию «президентского» Комплексного плана развития края до 2030 года. Шуму было ещё больше. Плана не получилось, но пиар был отменный. Он, конечно, не блистал триллионными инвестициями, был значительно скромнее, но в конце концов вылился в банальный Перечень мероприятий развития края в 2018-2025 годах в первоочередном порядке, подписанный тогдашним премьером Дмитрием Медведевым.
Появление в крае нового губернатора Александра Осипова с первых же недель пребывания его у власти ознаменовалось таким небывалым для забайкальцев каскадом обещаний светлого будущего, что просто дух захватывал. Александр Михайлович пообещал забайкальцам в ближайшие годы выполнить план социально-экономического развития края, составленный его бригадой с небывалой быстротой, с 1,6 триллионами в основном частных инвестиций и созданием десятков тысяч новых рабочих мест. В нашем малолюдном и ежегодно теряющим дееспособное население крае представить себе такую прорву новых высококлассных кадров, мобилизованных на реализацию многочисленных проектов – просто фантастика. Это в пять раз больше, чем предполагали вложить разработчики «президентского плана» и в 38 раз больше, чем стоимость «Перечня мероприятий», подписанного председателем правительства страны вместо ожидаемого плана.
При таких заявленных планах и инвестициях объявленная программа Михаилом Мишустиным, стоимостью «всего» в один триллион рублей за 15 лет кажется карликом по сравнению с планом Александра Осипова.
Программные головоломки
В связи с вышесказанным надо заметить, что для человека, интересующегося программными рубежами в Забайкальском крае, все заявленные цели и цифры составляют такую шараду, которую разгадать просто невозможно.
Три года назад Счётная палата РФ выявила отсутствие системных мер развития Забайкальского края. Вывод удивил. Это при таком-то обилии стратегий, планов и программ, которые приняты за последние пять – шесть лет в Забайкальском крае! Вот программа развития края до 2020 года – срок прошёл, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы подвести итого выполнения. Ежегодный рост реальных доходов населения должен был составить не менее 7-8%, уровень бедности снизиться до 13-15% с более чем 20%. Уже к 2015 году должна была преодолена тенденция сокращения численности населения. Валовой региональный продукт на рубеже 2015-2020 годов должен был увеличиться не менее чем в 2 раза. Хорошие ориентиры, но ничего этого в реальности не случилось – и бедность на прежнем уровне, и ВРП далёк от удвоения.
Дальше – больше. В Стратегии до 2025 года записан ориентир: сократить удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 21% в 2010 году до 8,1% в 2025 году. Подумали-подумали, и в Стратегии уже до 2030 года говорится: добиться уменьшения доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1% в 2030 году. Здесь непонятно: какой был смысл в новой Стратегии отменять прежний, более оптимистичный вариант доходов населения и снижать его на 2%? И что это за «амбициозная» Стратегия такая, если к 2030 году планируется «добиться» того, чтобы у нас население на 10 с лишним процентов всё ещё проживало за чертой бедности? По здравому смыслу о такой категории людей к 2030 году и думать надо забыть. Такая вот в этом вопросе проявляется «системность» наших мастеров программирования развития региона.
Или вот возьмём численность населения края. В Стратегии до 2025 года поставлена задача - достичь к этому периоду 1 млн. 125,4 тыс. человек. В общем-то, учитывая нынешние 1 млн. 70 тыс. – немного. А в стратегии до 2030 года планируется добиться… 97,3% к численности населения края 2010 года. Выходит, власти края сначала замахнулись на увеличение население, а потом опустили руки и смирились с сокращением. С кем же тогда они намереваются выполнять все планы и Стратегии социально-экономического развития края?
А сколько в программных документах говорится о необходимости структурных изменений в экономике! Определены параметры повышения эффективности отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы, повышения доли перерабатывающих производств, опережающем выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Есть горизонты повышения конкурентоспособности экономики области на основе технического и технологического перевооружения производства, создание благоприятного инвестиционного климата и принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Не забыты и развитие кадрового потенциала, и малое предпринимательство, рыночная инфраструктура. Таким образом, планировалось, что уже к 2020 году край выйдет из числа дотационных регионов России.
Что мы имеем на самом деле? Край по-прежнему не может выйти из разряда одного из самых дотационных в РФ, государственный долг около 29 миллиарда рублей, количество бедных в регионе не сокращается.
Такова цена выполнения всех предыдущих программ, планов и стратегий в нашем крае. Общая черта: документы принимаются, широко пропагандируются, а потом с лёгкостью забываются, и никто не несёт ответственности за их реализацию. Да и правду сказать – некому. Бригады руководителей-то у нас меняются как перчатки.
А посему и озвученная программа Михаилом Мишустиным на 15 лет вперёд вполне может постигнуть та же участь.