«Индекс Иванова» вновь зафиксировал улучшение потребительской уверенности россиян
Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, оптимизм россиян растёт. Опрос, проведённый в июне по итогам II кв. 2021 года, зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей.
Во втором квартале 2021 года наш индекс вновь вырос, как и три месяца назад, и достиг минус 17%. Напомню, что в первом квартале 2021 года он равнялся минус 19%, а во втором квартале 2020 года, когда была введена самоизоляция, — минус 31%. Сейчас индекс близок к своему среднему значению за 2015-2020 годы, что говорит о постепенном восстановлении потребительской уверенности россиян.
Ярослав Лисоволик
Руководитель SberCIB Investment Research
Доходы и расходы: 55% россиян не экономят на кафе и ресторанах
Несмотря на инфляцию, во II кв. 2021 года не наблюдалось активного перехода на более дешёвые товары. В чистом выражении доля Ивановых, пытающихся экономить на отдыхе и развлечениях, снижается начиная с IV кв. 2020 года и в этот раз составила 40 и 45% соответственно — на 4–6 процентных пункта (п. п.) меньше, чем в I кв. 2021 года и на 20 п. п. ниже, чем во II кв. 2020 года). Доля тех, кто пытался меньше тратить на еду в ресторанах и кафе, достигла нового минимума — 45% (51% в I кв. 2021 года, 68% — во II кв. 2020 года).
Экономические опасения во II кв. 2021 года ослабли, а общая картина не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит Ивановых больше всего, а доля тех, кто обеспокоен экономическим ростом и курсом рубля, по сравнению с I кв. 2021 года уменьшилась на 3 и 2 п. п. соответственно.
Исследование свидетельствует о повышении во II кв. 2021 года средней месячной зарплаты с 38,7 тыс. руб. до 40,0 тыс. руб., что соответствует сезонным тенденциям.
Сбережения: откладывают в среднем 7,5% дохода
Во II кв. 2021 года средний размер сбережений на домохозяйство в абсолютном выражении вырос на 5% — до 54 тыс. руб. А доля дохода, направляемого на сбережения, увеличилась с 7,2 до 7,5%. Доля потребителей, считающих текущую экономическую ситуацию неблагоприятной для формирования сбережений, стала ниже и составила 39% (во II кв. 2020 года — 52%).
Социальные выплаты: 69% потратят их на одежду для детей
37% респондентов сообщили, что должны получить дополнительные социальные выплаты от государства в августе-сентябре (включая однократные выплаты на подготовку к школе в размере 10 тыс. руб. на одного ребёнка). Эти средства опрошенные в первую очередь планируют потратить на одежду (69%), продукты питания (51%), товары для детей (44%) и медицину (29%).
Шопинг: 60% покупают онлайн
Доля Ивановых, покупающих в интернете, превышает 60%, однако этот показатель не увеличивается с 2019 года. Вместе с тем продолжает расширяться количество приобретаемых в Сети товарных категорий. Самые популярные товары в последние полгода — это одежда и аксессуары (покупали 57% респондентов, на 7 п. п. больше, чем год назад), продукты питания, включая готовую еду (47%, +14 п. п.), бытовые приборы и электроника (39%, -1 п. п.).
Таким образом, чаще всего (1,7 раза в неделю) в интернете приобретаются продукты питания, а также товары для детей (1,2 раза в месяц), лекарства и товары для животных (раз в месяц). Кроме того, доля Ивановых, заказывающих еду из ресторанов, за год выросла с 38 до 42%.
Такси: 43% вызывают через агрегаторов
Как показал опрос, сегмент такси, сильно пострадавший от карантина, восстановился. В I полугодии 2021 года 70% Ивановых пользовались услугами такси (годом ранее — 64%). На этом фоне растёт популярность онлайн-агрегаторов: с января по июль 2021 года в них заказывали такси 43% респондентов (на 5 п. п. больше, чем год назад). 56% заказывающих такси через приложение заявили, что сравнивают цены, прежде чем заказать машину (за полгода доля таких клиентов выросла на 6 п. п.).
Образование: 22% учились онлайн в первом полугодии
67% Ивановых, посещавших образовательные курсы в I полугодии 2021 года (22% от общего числа опрошенных), обучались в онлайн-режиме, причём 43% из них попробовали образовательные онлайн-программы впервые.
33% респондентов, обучавшихся онлайн за последний год, завершили за это время 3–5 обучающих курсов, ещё 32% — 1–2 курса. 65% слушателей учились платно. Обучение в основном проходило на специализированных образовательных платформах (53%) и в соцсетях (38%).
Финансы: 56% не имеют непогашенных кредитов
Ивановы всё активнее используют смартфон для осуществления финансовых операций: в июне доля мобильных транзакций в совокупном объёме платежей достигла 52% (годом ранее — 47%). Соответственно, снижается доля операций в офисах банков, банкоматах и интернет-банкинге.
56% респондентов отметили, что у них нет непогашенных банковских кредитов. 31% опрошенных из тех, кто всё-таки погашает кредит, сообщили, что тратят на выплаты по кредитам не более 20% своего месячного дохода.
В июне 21% Ивановых получили ссуды наличными на потребительские цели. А ипотечные займы в этом месяце привлекли 9% респондентов (на 1 п. п. меньше, чем в июне 2020 года).
Инвестиции: у 14% есть брокерский счёт
Доля Ивановых, у которых есть брокерский счёт онлайн, во II кв. увеличилась с 13 до 14%. Ещё 25% опрошенных отметили, что планируют открыть такой счёт. Доля тех, кто торгует ежедневно, также выросла на 1 п. п. — с 15 до 16%, однако при этом увеличилось и число тех, кто не проявляет активности, — с 20 до 26%. 55% опрошенных с открытым брокерским счётом (или планирующих его открыть) планируют увеличить вложения на фондовом рынке в ближайший год.
Результаты июньского исследования заметно отличаются от мартовских с точки зрения причин, по которым Ивановы принимают решение инвестировать в фондовый рынок. Низкие процентные ставки по банковским депозитам стали ещё более значимым фактором для респондентов: доля таких ответов составила 52% (+15 п. п. по сравнению с мартом). 56% опрошенных отметили более высокую доходность инвестиций в ценные бумаги, а 53% — удобство открытия и ведения брокерского счёта в онлайн-режиме (в марте доля таких ответов составила 19% и 20% соответственно).
ESG: 26% готовы отказаться от недостаточно экологичных товаров
Уровень осведомлённости Ивановых о проблемах ESG (Environmental, Social, and Governance — экологическая, социальная и управленческая ответственность) пока остаётся низким: лишь 6% опрошенных понимают, что означает эта аббревиатура. Однако оптимизм внушает тот факт, что в группе людей до 30 лет об ESG знают уже 10% респондентов.
Доля Ивановых, готовых переплачивать за товары и услуги, которые предполагают меньшую нагрузку на окружающую среду, пока остаётся на уровне 22%, причём среди них 16% считают оправданной 5-процентную наценку за экологичность, а 6% согласны платить и больше. Важно, что сразу на 8 п. п. увеличилась доля тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров: в I кв. 2021 года она составляла 18%, а во II кв. — достигла 26%.