«Закон мало принять, надо чтобы он действовал»: эксперт об инициативе Минздрава
Инициатива Минздрава о продаже крепкого алкоголя лишь гражданам старше 21 года, вне всякого сомнения, справедлива. Уверен, что ее поддержат в Госдуме. Однако, на мой взгляд, что большинство рисков возникнут не на законодательном уровне, а на уровне исполнения закона. Так независимый финансовый аналитик Владимир Нечитайло прокомментировал предложение министерства.
Ранее сообщалось, что в правительстве рассматривают новый законопроект Минздрава о повышении возрастного ценза на продажу крепкого алкоголя с 18 до 21 года. Эту норму ведомство предлагает распространить на напитки с содержанием спирта выше 16,5%. Проект уже проходит оценку рабочей группы, а вступление этой нормы в силу может произойти уже с 1 марта 2022 года.
Как напомнил Владимир Нечитайло, данное предложение Минздрав вносил еще два года назад – в 2019-м, однако тогда против выступили представители экономического блока правительства: «Так, Минэкономразвития сослалось на то, что новая норма, якобы, усложнит работу ритейлеров, а Минфин указывал на то, что, согласно российской Конституции, именно с 18 лет для граждан наступает возможность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности. Можно участвовать в выборах, можно создавать семью. Да и в Армию призывают с 18 лет».
По словам эксперта, многие страны принятие аналогичного законодательства не остановило.
«В Финляндии, Норвегии, Швеции, Японии уже повысили возрастной ценз на крепкий алкоголь до 20 лет, а в Соединенных Штатах – и вовсе до 21 года. Кстати, по мнению американских специалистов, повышение возрастного порога значительно сократило смертность от дорожно-транспортных происшествий в этой стране. И ничего, никто не устраивает никаких митингов, что это, якобы, нарушает демократические права молодых людей», - подчеркивает Владимир Нечитайло.
Вместе с тем, она напоминает, что у России, как всегда, «есть собственный путь».
«Боюсь, что и в этой ситуации будут найдены некие щели, которые и покупатели, и ритейлеры, смогут использовать, чтобы закон обойти. Допустим, кассир в “Пятерочке”, или каком другом сетевом магазине потребует предъявить покупателя паспорт, чтобы сверить возраст. Да, камеры наблюдения зафиксируют – паспорт был предъявлен. Да только что именно написано в паспорте, какая дата рождения там стоит – никто не знает. Ясное дело, что в крупных городах – Москве, Петербурге, Новосибирске, - может быть, продавцы будут действовать по закону. Но в небольших населенных пунктах, где все друг друга знают, легко допустить, что “по знакомству” работники магазинов будут закрывать глаза на то, что до возраста “Че” не хватает и года, и двух, и даже трех. А потому, мне кажется, здесь важнее даже не принять закон, а чтобы он действовал», - резюмирует аналитик.