Войти в почту

Стало известно, как малый бизнес относится к вакцинации

Больше всего пандемия коронавируса в России коснулась малого бизнеса. Локдаун и связанные с ним ограничения работы магазинов заставили закрыться предприятия, которые не смогли перейти на удаленку и в онлайн. Казалось бы, в связи с этим бизнес будет выступать за любую инициативу, которая предотвратит третью волну. Но не все так однозначно. Делимся мнениями предпринимателей о вакцинации в материале «Слово и Дело».

Стало известно, как малый бизнес относится к вакцинации
© Слово и Дело

Виталий Цыганков, генеральный директор производителя спортивной одежды Forward

«Малое и среднее предпринимательство находится довольно в странном положении, даже в смятении. Многие работодатели не знают, что делать с теми, кто наотрез отказывается от вакцинации. Перевести сотрудника на удаленный формат работы или же пойти на крайнюю степень и уволить работника? Проблема в том, что не у всех есть ресурсы и возможности переводить какой-то процент штата на удаленку, но и лишиться ценного кадра тоже не хочется. В тоже время нас, работодателей, обязали провести вакцинацию сотрудников, но мы не можем заставить их прививаться против воли».

По словам предпринимателя, довольно сложно судить о том, как скажется перевод на удаленный формат работы на эффективности сотрудников и уровне продаж. Положение ухудшает и административный ресурс, направленный на бизнес — возможные штрафы до одного миллиона рублей или ограничение деятельности на 90 дней. В связи с этим, от незнания и непонимания того, что все-таки происходит, многие компании начинают работать в экстренном режиме «сделайте прививку или пишите заявление» — и это нехорошая ситуация как для работодателя, так и для сотрудника.

«В формате небольшого итога отмечу, что вакцинация против COVID-19 не обязательна для всех сотрудников и носит добровольный характер во всех странах. Однако, мы часто сталкиваемся с мнением экспертов, которые настоятельно рекомендуют сделать прививку большей части взрослого населения. Особенно тем, кто работает в сфере обслуживания», — отмечает Виталий Цыганков. — «В ближайшее время внутри нашей компании будут проведены лекции о том, почему важно сделать прививку, как защитить себя, работая с большим потоком людей».

Максим Васильев, серийный предприниматель

Чтобы не прибегать к строгой изоляции, Правительство РФ борется за удержание эпидемии COVID-19 в регулируемых рамках. Тем не менее, по мнению серийного предпринимателя, решение сопровождается рядом противоречий:

Вакцинация необходима, но вводится в принудительном порядке; За исполнение отвечают непосредственно руководители предприятий; Цель вакцинации — избежать очередного локдауна. Но малый бизнес уже в блокировке — либо заставляй, либо уходи с рынка.

«Одни собственники поддерживают инициативу властей: игнорируют нормы права и применяют нематериальные методы мотивации ради достижения нужного показателя вакцинируемых. Другие предприниматели говорят о нецелесообразности принуждения — идет противоречие законам, нарушение прав человека, свободы выбора», — рассказывает Максим Васильев.

Сотрудники многих предприятий сопротивляются, не получается их стимулировать даже рублем. Отстранение работников — не выход из ситуации, так как дополнительные нагрузки на привитых коллег вызовут физическое и эмоциональное выгорание. Поэтому у владельцев бизнеса головная боль и дилемма — прекращать деятельность или заставлять делать прививку.

«Перед малым бизнесом поставили глобальную цель. Для собственника важно и сохранить бизнес, и удержать покупателей. По этой причине приходится разрабатывать программу лояльности для вакцинированных клиентов: скидки, розыгрыши и несгораемые бонусы; начисление баллов, в том числе, на товары со скидкой; бартерный обмен купонами с конкурентами».

Малый бизнес предоставлен сам себе, выживает собственными усилиями, считает Максим Васильев. Поэтому немногие выдержат третью волну пандемии и закроют бизнес.

Наталья Таций, эксперт в сфере технического обеспечения мероприятий и организации крупных массовых мероприятий

«Наш бизнес по аренде оборудования для мероприятий пострадал очень серьезно, потому что можно иметь подушку безопасности на полгода, но не на два. И мы сейчас находимся на грани выживания. Мероприятия в которые мы вкладываем силы и средства отменяются за несколько часов, и мы снова теряем деньги. Поэтому к вакцинации можем относимся сугубо положительно, вакцинировали себя и сотрудников, и готовы проводить мероприятия только для вакцинированных. Нам нужна эта возможность, чтобы не потерять бизнес. Многие наши коллеги закрылись, к сожалению».

Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global

Малый бизнес относится к вакцинации крайне негативно, высказывает собственное мнение Сергей Дегтярев. Несмотря на то, что государство стремится законными способами стимулировать рост привитого населения и не допустить распространения коронавирусной инфекции, вопросы у предпринимателя остаются:

«Во-первых, вести работу с населением и организовать всеобщую вакцинацию — функция государства. Сейчас она перекладывается на предпринимателей, причем без какой-либо компенсации, наоборот, под угрозой штрафов».

Во-вторых, предприниматель должен насильственно обеспечить вакцинацию 60% сотрудников, либо отстранить их от работы. Но он не может заставить сотрудников насильно вакцинироваться, а на место отстраненных придется искать новых — это дополнительные серьезные расходы, которые возложены на бизнес, отмечает Сергей Дегтярев.

Особенно критичной ситуация становится для заведений общепита: в Москве сейчас вводится повсеместно посещение кафе и ресторанов только при наличии QR-кода, подтверждающего защиту от коронавируса.

Это интересно: Священник призвал доверять врачам-героям в вопросах вакцинации от COVID-19

«Организовано это крайне неприемлемо по отношению к бизнесу — у предприятий снова без компенсации забирают большую часть посетителей и выручки и перекладывают на них новые обязанности: побуждение граждан вакцинироваться, контроль QR-кодов».

Надо понимать, что внедрение ограничений уже само по себе приводит к падению выручки кафе и ресторанов ниже уровня рентабельности. В итоге заведения работают себе в убыток.

«Низкий уровень вакцинации, который мы имеем на данный момент, стал следствием привычной для российской действительности коммуникации с населением и бизнесом», — считает Сергей Дегтярев. — «Крайне надеюсь, что в обозримом будущем мы придем к более разумному взаимодействию».

Владимир Жиганов, генеральный директор международной сети интерактивных развлечений Клаустрофобия

О своем бизнесе Владимир Жиганов говорит как о социально-ответственной компании, которая решила не просто выполнить санитарные указания правительства, но и поддержать всех людей, которые привились вакциной от коронавируса.

«Мы решили пойти путем предоставления бонусов. Поэтому всем, кто предъявит сертификат о вакцинации, дарим скидки на все квесты нашей сети в Москве. Мы не хотим, чтобы повторился локдаун, и вакцинация страхует каждого из нас от этого. Призываем все компании последовать нашему примеру».

Юлия Кирьянова, профессиональная ведущая, организатор, певица

По долгу службы Юлия Кирьянова обязана вакцинироваться — как организатор и ведущая, она постоянно работает в контакте с сотнями людей. Заказчики и площадки запрашиваются QR-код, поэтому для продолжения работы она пошла на этот шаг.

«Привилась. Сейчас резко остановился поток заказов. Вспоминать не хочу, каким был 2020 год. Едва восстановившись, вижу в среде клиентов напряжение, граничащее с паникой», — отмечает ведущая.

Несмотря на востребованность, Юлия наблюдает отрицательную тенденцию в связи с эпидемиологической ситуацией — многие мероприятия перекраиваются, массовые — отменяются или находятся в подвешенном состоянии. Гости камерных праздников сортируются на привитых и непривитых, которые при всем желании не успевают сделать обе прививки для июльских торжеств и вынуждены пропускать события.

«Выводы следующие: моя прививка — это моя безопасность, и она совершенно не гарантирует стабильности в бизнесе».

Константин Чайкин, изобретатель, основатель мануфактуры, специализирующейся на изготовлении часов класса люкс

«Моя позиция — за вакцинацию, причин здесь несколько. В первую очередь потому, что, если какой-то сотрудник выбывает из-за ковида, он выбывает из рабочего процесса на длительный срок. От трех до четырех недель специалиста не будет на рабочем месте».

По словам предпринимателя, на мануфактуре сейчас соблюдается режим удаленной работы, используются маски и соблюдаются другие необходимые меры безопасности от заражения COVID-19.

«Кроме этого рекомендуем сотрудникам пройти вакцинацию. В нашей часовой отрасли пока не требуется вакцинация всех сотрудников, но тем не менее, я полностью поддерживаю эту меру».

Это интересно: Юрист объяснил, можно ли получить компенсацию по увольнению за отказ от вакцинации

Как можно видеть, всеобщая усталость от карантинных ограничений одних предпринимателей стимулирует подстраиваться под ситуацию, искать выходы и не падать духом, других — сопротивляться. Но желание у всех одно — чтобы пандемия кончилась, а предприятия могли функционировать в прежнем режиме.