Войти в почту

Социолог: отношение россиян к локдауну будет зависеть от числа заболевших

Более половины россиян (51%) выступают против нового локдауна. Такие данные в ходе социологического опроса получил банк «Открытие». Идею ввести локдаун поддержал каждый пятый россиянин. При этом власти до сих пор стараются избегать таких серьёзных ограничений, как были вынужденно введены в прошлом году. Доктор социологических наук и директор Центра изучения российской элиты Ольга Крыштановская рассказала NEWS.ru, чем объясняются результаты соцопроса, почему настроение людей ещё может поменяться и как мнение россиян зависит от числа бюджетников и благополучия в месте их проживания.

— 51% за новый локдаун — это скорее много или мало?

— Это, конечно, много. Больше половины. Часть людей будут страдать из-за этого финансово, но часть людей не хотят локдауна, потому что жизнь для них станет невыносимой, скучной. Никуда нельзя будет пойти. Люди устали, хотят нормальной жизни. Так что причины такой точки зрения разные, а результат один.

— Вы как-то говорили, что отношение к обязательной вакцинации стало вопросом политическим. С локдауном также?

— Возможно, хотя, мне кажется, что чем дольше всё это длится, тем менее политизированным становится вопрос. Когда только начали говорить об обязательной вакцинации, были разговоры о том, что «нет прав и свобод», а сейчас люди потихоньку пошли вакцинироваться и как-то этот аргумент ушёл на второй план. Даже по соцсетям это видно. Локдаун прямо с этим не связан, но косвенно — да. Для оппозиции любое действие власти — повод её покритиковать. Если бы был локдаун, его бы критиковали, а если его нет, то власть ругают за то, что цифры заражённых большие и вирус всё ещё ходит.

— Согласно опросу, меньше всего за локдаун выступают на Северном Кавказе. Там же больше всего воздерживающихся от прививки. Причина политическая или культурная?

— Думаю, тут больше патриархального сознания. Отношение к вакцинации и всему, связанному с медициной, зависит от числа образованных людей с рациональным научным мышлением. На Кавказе логика не сколько в научной рациональности, в том, как что-то может помочь, а в том, как кто что подумает. Общественное мнение играет большую роль.

— В пользу локдауна больше людей из Москвы и Подмосковья, из Петербурга и Ленобласти. Почему так?

— Во-первых, в крупных городах, в столицах, живёт больше образованных людей, уверенных, что власть делает недостаточно. Нужны более жёсткие меры, прививки. С другой стороны, там и больше бизнеса, который страдает от локдауна. Этим, видимо, объясняется то, почему за только около 50%. Во-вторых, в крупных городах люди побогаче, у них больше сбережений и проще пережить локдаун. Потом ещё очень много бюджетников, у которых локдаун не сказывается на зарплате. Думаю, самая большая корреляция — это доля бюджетников в общих трудовых ресурсах.

— Как, на ваш взгляд, будет дальше меняться отношение людей к локдауну?

— Это напрямую зависит от цифр по заболевшим. На днях вышел прогноз учёного, который считает, что пик заболеваемости придётся на сентябрь. Чем больше будет больных, тем больше будет тех, кто считает, что надо всё закрывать и что страна катится в пропасть. А если цифры будут не такие большие, то отношение будет поспокойнее.