Исследование: самые популярные отрасли занятости в России и мире
Международная стаффинговая группа ANCOR опубликовала глобальный отчет по итогам ежегодного исследования бренда работодателя Randstad Employer Brand Research (REBR) и сравнила самые популярные отрасли занятости в России и мире. Исследование проводилось в формате опроса, в этом году в нем приняли участие 190 000 респондентов из 34 стран, охватывающих 80% мировой экономики. 13 800 опрошенных — жители России.
IT и сельское хозяйство — самые привлекательные сферы в мире
На первом месте в списке предпочтений кандидатов снова ИТ и телекоммуникации (57%). В сфере сельского хозяйства хотят работать 57% опрошенных — эта отрасль за прошедший год поднялась с пятого места на второе. Следом идут автобизнес (54%) и товары народного потребления (54%). Пятое место занимает здравоохранение, включая фармацевтику, медицину, химию, биологию, социологию и психологию.
Ключевые преимущества этих секторов, по мнению респондентов, — это возможности карьерного роста, безопасная рабочая среда в период COVID-19, гарантии занятости, хорошая репутация и финансовая стабильность компаний. Роль гарантий занятости растет во время кризиса, этот критерий наиболее важен в Европе (62% опрошенных), на втором месте — Латинская Америка (60%). Это особо важный фактор для людей в возрасте от 55 до 64 лет — его отметил 61% респондентов.
В России наибольшей популярностью по-прежнему пользуется сфера добычи нефти и газа. Следом идут производство бытовой техники и электроники, автобизнес, приборостроение и машиностроение. Несмотря на большую площадь посевных земель, агропромышленный сектор — один из наименее популярных.
«В 2020 году люди во всех странах испытали большой стресс в связи с наступлением пандемии. Мы почувствовали угрозу базовым ценностям — здоровью, безопасности, уверенности в завтрашнем дне... Вполне естественно, что во всем мире, во всех областях респонденты отметили то, что ассоциируется у них со стабильностью в новых реалиях. ИТ-сектор и в прошлые годы лидировал в рейтинге привлекательности отраслей, а в период, когда возможность выполнять работу удаленно стала необходимостью, ИТ и телекоммуникации стали для всех поколений еще более привлекательной сферой. Сельское хозяйство тоже гарантирует занятость, поскольку продукты нужны всегда, а график работ в АПК задают климат и погода, а не вирус. Россия здесь не исключение и находится в русле мирового тренда. И в нашей стране лидирует отрасль, которая ассоциируется у нас со стабильностью и достатком», — комментирует Алексей Миронов, вице-президент по операционному управлению ANCOR.
Интересно и то, что в России такой критерий выбора отрасли и работодателя, как гарантии занятости, менее значим, чем во всем остальном мире.
«Примечателен тренд, который мы наблюдаем в течение последних трех лет. По правилам исследования респонденты оценивают только крупных работодателей, то есть привлекательность секторов есть не что иное как совокупная привлекательность крупных работодателей этого сектора. И уже три года она снижается по всем направлениям, причем не только в России. Крупные компании перестают быть гарантом хорошей работы, обеспеченной жизни и успешной карьеры. Появляются новые сферы, профессии, развивается предпринимательство, люди меняют свое отношение к работе и ее месту в жизни. А значит, изменится и бизнес, который нуждается в этих людях», — добавил Алексей Миронов.
Значимость work & life balance растет в мире, но не в России
По итогу опроса в 34 странах видно, что, выбирая работу, люди в первую очередь ориентируются на хорошую оплату труда. Этот фактор назвали главным 62% опрошенных в мире. На втором месте — баланс между личной жизнью и работой (58%). Следом идут гарантии занятости (56%), приятная рабочая атмосфера (55%) и карьерный рост (49%).
Жители Латинской Америки отдают приоритет карьерному росту (70%), с небольшим отрывом следует зарплата (69%). В странах СНГ баланс между работой и личной жизнью не вошел в пятерку самых важных критериев. Наиболее значимые факторы для россиян и граждан СНГ — хорошая оплата труда (78%), финансовая стабильность (78%), карьерный рост (60%), приятная рабочая атмосфера (59%) и интересная работа (57%).
«Невысокая значимость баланса между работой и личной жизнью у жителей стран СНГ объясняется наследием советского периода, — считает генеральный директор ANCOR Сергей Саликов. — Старшие поколения привыкли делать выбор в пользу работы, у нас нет поколений людей, живущих на доход. Авральная и сверхурочная загрузка “зашита в нашем ДНК”. Поколение, которое помнит пятилетки за три года, воспитало “стахановцев” — отношение к труду как к приоритетной составляющей жизни передается, что называется, от отца к сыну. При этом на рынок труда приходит поколение Z, которое совсем по-иному относится к работе. Их рабочее и личное время настолько тесно переплетаются, что четко разграничить их становится нереально, да и не нужно. Выигрывают те, кто настолько точно выбрал свой профессиональный путь, что нет необходимости жестко отделять его от остальной жизни».
Фото Unsplash