Коренные москвичи: существуют ли они и где их искать?

Историки, изучившие архивные документы за несколько столетий, считают, что в современной Москве осталось не более 10% тех, кто с полным правом может себя называть «коренными москвичами». Антропологи настроены более пессимистично – по их мнению, эта категория горожан полностью исчезла. Как дело обстоит на самом деле и по каким признакам можно отличить потомственного москвича?

Коренные москвичи: существуют ли они и где их искать?
© BigPicture.ru

Если проводить социологические опросы среди жителей столицы и всем задавать вопрос о том, кого можно считать коренным москвичом, мнения существенно разделятся. Для одних такие горожане отличаются внешне и интеллектуально, для других признаком являются особое воспитание и культура поведения.

Но чаще всего сами жители города считают коренными москвичей по факту рождения. Кто-то уверен, что родившийся в столице человек автоматически получает этот статус, а кто-то, считает, что нужно иметь в роду не менее 6 предков, появившихся на свет в столице.

Есть и категория горожан, считающих научное обоснование этого вопроса абсолютно лишним и даже попадающим в разряд шовинистических явлений. Эти люди предлагали свои способы идентификации коренных. Вот что писал об этом известный журналист Артемий Троицкий:

Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе

Сатирик Виктор Коклюшкин имеет схожее мнение и считает, что москвича легко узнать по тому, что он имеет свое суждение по каждому вопросу и любит поучать. Юморист добавляет, что при всем этом коренной житель столицы не является занудой и остается контактным и жизнерадостным человеком.

Специалисты Института этнологии и антропологии РАН, занимавшиеся научным исследованием вопроса, отмечают, что Москва стала городом мигрантов задолго до наших дней. Население мегаполиса постоянно пополнялось приезжими в течение долгих столетий и сегодня говорить о коренных москвичах вряд ли приходится.

Городские власти, которые должны держать руку на пульсе, сообщают, что у них нет сведений о наличии особого статуса «коренной москвич», а всезнающие Мосгорстате и ГУВД разводят руками, признавая, что не имеют подобной статистики по населению.

Раскопки, проводимые археологами в столице, говорят о том, что местность эта была заселена людьми с эпохи неолита. Но самый большой прирост населения отмечался с конца I тысячелетия нашей эры. Земли, которым предстояло в будущем стать территорией Москвы, начали заселять финно-угорские племена – мордва, финны, удмурты, марийцы. Немного позднее здесь появились и славяне – племена вятичей и кривичей. Этнолог Пестряков уверен, что само название города происходит из финно-угорских языков и переводится как «медвежья река».

Во второй половине XII века, при князе Андрее Боголюбском, в Москву начали массово приезжать жители Среднего Приднепровья. В XIII столетии город был популярен и стал притягивать к себе множество людей из самых разных регионов Руси.

Город располагался очень выгодно – на пересечении сухопутных и речных торговых путей. Способствовало росту населения и сама политика московских князей, которые активно подчиняли своей власти окрестные земли.

Время от времени Москва становилась центром миграций. Первый серьезный всплеск был зафиксирован во время нашествия хана Батыя на Владимиро-Суздальское княжество. Тогда хорошо укрепленный город с большим войском пополнился беженцами с территорий, пострадавших от нашествия монголо-татарской орды.

При Иване Грозном, когда был подчинен непокорный Новгород, ряды москвичей пополнили новгородцы, многим из которых жизнь в Москве показалась более привлекательной, чем в родном городе. Но знала столица и демографические спады, которых в ее истории было несколько.

Первым случаем резкого падения количества жителей является период опричнины 1560–70‑х гг. Неблагоприятно сказался на числе москвичей и проигрыш в Ливонской войне (1558−1583), а также длительный и кровавый период Смуты.

Одним из перспективных вариантов воздействия на приезжих считается сотрудничество с национальными диаспорами. Совместно с их представителями разрабатывается так называемый «кодекс москвича», содержащий информацию о нормах поведения в российском многонациональном мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев так видит ситуацию:

Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться.

Но вся проблема в том, что представители диаспор охотно соглашаются с чиновником, но при этом не согласны отказаться от многих традиций. При этом в ходе дискуссий, почти всегда встает ребром вопрос: «Кто может считаться москвичом?».

Правительство Москвы старается проявлять толерантность и уважение к представителям всех национальностей, проживающих в столице, к их культурным и религиозным традициям. Москва всегда была многонациональным городом и такое понятие как «коренной москвич» вряд ли имеет серьезное значение. Сегодня можно с уверенностью говорить, что полноправный москвич – это человек, постоянно проживающий в столице, независимо от того, откуда он родом.

Смотрите также: Вид с храма Христа Спасителя: как выглядела Москва в 1867 году