Войти в почту

По новым правилам фермеры не могут привезти мигрантов на поля

- Я еще 25 января подала заявку на сайт "Работа в России", причем прикрепила уже готовый список работников, всех, кто ко мне ездил эти десять лет, - рассказала "РГ" картофелевод из Харабалинского района Елена Денисова. - В мае мне перезвонили из Узбекистана, сказали, что проезд - только на самолете, и вместе с услугами по оформлению дорога для каждого мигранта мне обойдется аж в 500 долларов. И это - только до Москвы. А ведь раньше они за 8 тысяч рублей прибывали сразу к нам в Астраханскую область на поезде.

По новым правилам фермеры не могут привезти мигрантов на поля
© Российская Газета

Выяснить, почему работников нельзя привезти по желдороге, у предпринимательницы не получилось, так же, как и продвинуться в вопросах оформления мигрантов в целом. По новым правилам привлечения трудовых мигрантов работодатель заключает с представителями иностранных государств соглашение, предоставив огромный пакет гарантийных документов - от фотографий рабочего места и жилья до обязательств обеспечить работников трехразовым питанием и транспортировкой на родину сразу по окончании работ. Но мигранты сами не хотят возвращаться так быстро.

- Они весь прошлый год просидели дома из-за карантина. И договариваются на год-два сразу к нам. Когда сельхозработ нет, готовы на любые другие, - рассказал фермер Григорий Камбур.

Переписка с иностранными ведомствами у астраханских сельхозпроизводителей затянулась до 12 июня. Тем временем созрела картошка, и фермеры на свой страх и риск просто начали напрямую слать мигрантам деньги на рейс Ташкент - Москва под честное слово, что те приедут именно в Астрахань. Ведь купив билеты самостоятельно, иностранцы вправе, встав на миграционный учет, выбрать любой труд в России. Хоть обои клеить.

- Сама и все мои соседи и так сократили посадки на 20 процентов, а теперь переживаем, что и урожай весь не сможем собрать, - говорит Елена Денисова.

Из 55 необходимых работников ей удалось привезти только десять. Во-первых, цены кусаются, билет на самолет - 42 тысячи рублей, а во-вторых, авиалайнеры идут битком, ведь сейчас - сезон.

- Последние два года стараюсь обходиться без мигрантов, оформить их стало практически невозможно, - рассказал фермер из Приволжского района Евгений Ануфриев. - Привлекаю только местных, но мне в этом плане повезло, потому что работаю в самом близком к городу районе.

Как следствие ситуации, сельхозпроизводители прогнозируют рост цен на продукцию осенью. По данным Астраханьстата, уже в мае картофель и капуста подорожали на 15 процентов, лук - на 16,6 процента. В областном минсельхозе сообщили, что отправить мигрантов поездом можно только по соглашению с иностранным государством, выполнив все пункты новых правил, с которыми у фермеров и возникли затруднения. В итоге из 10,5 тысячи необходимых региону мигрантов на поля пока приехали только три тысячи.

По данным Астраханьстата, уже в мае картофель и капуста подорожали на 15 процентов, лук - на 16,6 процента

- Есть распоряжение правительства России N 635-р, где четко написано, что граждане СНГ, в том числе Узбекистана, могут въезжать сами, но только самолетом, - сообщили в ведомстве. - Поэтому и пользуются авиатранспортом, хотя это дорого. Оформлять работников стало возможным только с конца мая, а сейчас идет сезон и фермерам, конечно, не до огромного пакета документов. Тем не менее если в начале года вообще не было возможностей ввозить мигрантов, то теперь они начали появляться.

Комментарии

Ольга Лебединская, доцент кафедры статистики Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова:

- Для сезонных работ в 2021 году в целом по стране нужно около 38,2 тысячи иностранных мигрантов. Самая большая потребность - у Волгоградской и Астраханской областей, где овощи традиционно производятся с применением ручного труда: там для сезонных работ требуется дополнительно 22,3 тысячи иностранных рабочих (это 58,4 процента от общей потребности).

Чтобы пригласить мигранта, фермер должен отвечать многочисленным критериям, зачастую избыточным: действуют ограничения по штату сотрудников и годовому обороту.

По оценкам самих аграриев, отсутствие решения по данному вопросу может привести к сокращению производства до 70 процентов.

Решение тут может быть достаточно простое - снизить требования, которые предъявляют к работодателям по "Алгоритму привлечения иностранной рабочей силы", например, необходимый уровень дохода компаний или количество сотрудников.

Юлия Оглоблина, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий:

- Проблема действительно острая, но мне кажется, что сейчас снимать в экстренном порядке ограничения по приглашению мигрантов было бы ошибкой. Все-таки этим мы поддержим чужую экономику, а не свою: приезжие работники зарабатывают здесь, а тратят-то большую часть заработка в своих странах. Думаю, реально закрыть потребность в сезонных работниках за счет безработных россиян. Тем более что безработица за последний год выросла, и государство все равно вынуждено тратить средства на ее преодоление. Нужны информационная кампания и господдержка, особенно для небольших агропредприятий. Им надо помочь организовать процесс привлечения людей, при необходимости - обучение, переезд, проживание, питание.

Подготовила Татьяна Ткачева