Петербург первым запретил самокаты, хоть и временно
Компании по аренде электросамокатов 9 июня приостановили свою работу в Петербурге. Как сообщили ТАСС в одном из сервисов кикшеринга, временное ограничение связано с подготовкой к футбольному Евро-2020, матчи которого пройдут в Северной столице с 11 июня по 11 июля. Однако, по словам депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Алексея Цивилёва, «блокировка» сервисов вызвана многочисленными претензиями к безопасности предоставляемых ими услуг. Ограничения снимут только после подписания компаниями соглашения с властями города, рассказал он «Парламентской газете».
Опасность на двух колёсах
Напомним, в начале мая Смольный, обеспокоенный количеством наездов электросамокатов на прохожих, создал рабочую группу по выработке правил использования «пешеходного» транспорта. Ведь в действующем законодательстве статус новомодного устройства не определён, и ездоки на самокатах считаются пешеходами. Формально это даёт им право гонять по тротуарам, распугивая и сбивая прохожих.
Как рассказал «Парламентской газете» участник рабочей группы, депутат питерского Заксобрания Алексей Цивилёв, в отсутствие федерального регулирования власти не могут что-то запрещать бизнесу — можно только договариваться. Поэтому на одном из заседаний рабочей группы, в которую вошли и сервисы кикшеринга, им предложили добровольно с помощью программного обеспечения ограничивать скорость своих самокатов до 15 километров в час в центре города. Также они должны установить возрастной ценз для клиентов и оборудовать парковки электроустройств, только в одобренных властями местах. Кроме того, Смольный определил запретные зоны, куда арендным самокатам путь заказан. Позже Следственный комитет, расследующий дела о наездах самокатов на пешеходов, призвал ещё снизить скорость — до 10 километров в час.
«К сожалению, только три из восьми действующих в городе кикшеринговых компаний согласились соблюдать договорённости», — отметил депутат.
Поэтому на общем фоне картина аварийности практически не изменилась: самокатчики продолжают гонять и травмировать людей. В мае и июне Следком даже возбудил против руководителей кикшеринговых компаний несколько уголовных дел об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. А 3 июня в их офисах в Петербурге прошли обыски.
«На заседании рабочей группы 7 июня представитель Следственного комитета сказал, что считает сервисы аренды электросамокатами небезопасными», — отметил Цивилёв.
Когда снимут ограничения
ТАСС со ссылкой на комментарий службы поддержки компании Whoosh, сообщил, что аренду самокатов приостановили «в связи с подготовкой к Футбольному Кубку». Однако заработает ли сервис после Евро-2020, в компании не пояснили.
«Я думаю, что ограничения снимут раньше, — не согласился Алексей Цивилёв. — Сейчас петербургский Комитет по транспорту формирует соглашение. В него должны войти как ограничения скорости, так и мест использования электросамокатов и возраста пользователей. Компании, которые подпишут с городом соглашение, смогут продолжить работу».
По его словам, документ уже есть, но там остались спорные моменты. Так, некоторые компании не хотят снижать скорость самокатов до 10 километров в час, утверждая, что на такой скорости ездок не устойчив и может упасть. «Не хотят устанавливать на самокаты номера, регистрировать клиентов по паспорту, но, думаю, соглашение всё-таки подпишут на этой неделе», — полагает Цивилёв.
Между тем Минтранс уже обсуждает с МВД поправки в ПДД, запрещающие использование электросамокатов тяжелее 35 килограммов на тротуарах, сообщил ТАСС со ссылкой на замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимира Луговенко.
Согласно опросу сервиса SuperJob, почти половина россиян выступает за введение законодательных ограничений для самокатов и электросамокатов. Чаще всего они считают необходимым ограничить скоростной режим (максимум до 10-20 км/ч). Некоторые считают, что достаточно запретить езду по тротуарам и пешеходным зонам. Респонденты также предлагали ввести возрастной ценз для самокатчиков и обязать их носить защитную экипировку.
Мужчины активнее выступают за регулирование езды на самокатах — 52 процента против 45 процентов среди женщин. Но среди них больше и противников ограничений — 24 и 21 процент соответственно. С возрастом сторонников регулирования становится больше: 39 процентов среди опрошенных до 34 лет и 58 процентов среди тех, кому 45 и более лет.