Женское творчество предложили поддержать законом
Доля женщин в российской креативной индустрии, к которой относится реклама, дизайн, архитектура, ремёсла, галерейный бизнес, составляет 58 процентов.
Прекрасная половина человечества достигла безусловных успехов в этих сферах, и их опыт постоянно перенимают за рубежом, рассказала 4 июня на заседании выездной гостинной Евразийского женского форума в рамках ПМЭФ вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова. Государство уже реализует различные программы поддержки женщин-предпринимательниц, но по творческим направлениям необходим отдельный закон, считает сенатор.
Без женщин никуда
Анализ мировых тенденций показывает, что в последние годы сектор креативной индустрии в экономике мира растёт быстрее, чем какие-либо другие отрасли — на 14-15 процентов ежегодно, а его доля в ВВП — 3-6 процентов, привела цифры Галина Карелова. Огромное место в нём занимают женщины: кино, реклама, музыка, фотография, гастрономия и даже компьютерные игры — всё это не обходится без их участия.
Большой вклад в формирование такой тенденции внесла Россия: по словам Кареловой, именно наши парламентарии вместе с Министерством промышленности и торговли продвинули проект, популяризирующий креативную индустрию в женской среде, в котором сейчас участвуют страны-участницы ЮНИДО. Причём за границей по этой теме активно перенимают практику, методики и опыт российских коллег, добавила сенатор.
«Кроме того, целый ряд международных конкурсов, проходят с участием России, — сообщила она. — Например, пять лет подряд проходит конкурс женских предпринимательских проектов государств-участниц АТЭС, и наша страна последние два года получает гран-при».
Чтобы представительницы слабого пола добивались таких высот, государство делает многое, отметила Карелова. В частности, для них предусмотрена поддержка в национальной стратегии действий в интересах женщин и национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а в конце прошлого года власти приняли закон об удалённой работе. Также в России проходит Евразийский женский форум, породивший 22 проекта, направленных на раскрытие экономического потенциала девушек: это и «Женщины в цифровой экономике», и «Женщины-учёные и глобальные вызовы современности», и «Женщины — инноваторы, драйверы положительных изменений в обществе».
Но нужно идти дальше и активно вовлекать россиянок в творческую индустрию, считает вице-спикер Совфеда.
«Мы уже говорили, что должны быть меры поддержки не только молодых дизайнеров и художниц, — сказала сенатор. — У нас есть женщины, которые ведут уникальные проекты, которые можно отнести к креативным индустриям. Будем анализировать статистику и способствовать тому, чтобы для них была поддержка на государственном уровне».
Карелова добавила, что для стимулирования предпринимателей в этой сфере необходим отдельный закон.
Девушек-учёных не хватает
Хорошо бы активно привлекать российских женщин в медиа-бизнес и в визуальное искусство, продолжила управляющий директор телеканала RTVI Ольга Пивень.
«У нас очень хорошо развивается анимационная индустрия, например «Смешарики» и «Маша и Медведь» экспортируются по всему миру, ещё неплохо делают сериалы, киноленты, которые закупают крупнейшие стриминговые платформы, — пояснила Пивень. — Поэтому поддержка производителей контента — это одна из ключевых задач, и не только с точки зрения экономики, но и продвижения нашей продукции за рубежом. И в этот бизнес женщинам должна быть открыта дорога на любые посты, в том числе потому, что они более тонко чувствуют креативную, социальную повестку».
А вот заместитель министра науки и высшего образования Елена Дружинина посетовала на нехватку женщин в научной среде.
«Подавляющее большинство женщин задействовано в образовательной сфере, там их больше 80 процентов, но в науке ситуация совсем другая, — в лабораториях работают почти одни мужчины, — рассказала она. — Конечно, хочется это исправить, особенно в Год науки и технологий».
При этом ведомство зафиксировало рост количества научных публикаций, написанных женщинами, и это не может не радовать, добавила Дружинина. Кстати, исследования, проведенные в период пандемии, выявили, что женщины, в отличие от мужчин, в кризисных ситуациях проявили больше лидерских качеств и чаще шли на риск, чтобы добиться результата. Так что бояться идти в бизнес не нужно, посоветовала замминистра промышленности и торговли Гульназ Кадырова. Тем более своё дело при желании можно хорошо совмещать с построением семьи — даже госслужащим с их огромным объёмом работы удаётся это делать, добавила Кадырова.