«Подушка безопасности»: 1 миллион – это много или нет для вас лично?

Откладывать деньги постоянно или время от времени имеют возможность менее 40% россиян, пишут «Известия» со ссылкой на опрос Сбербанка. Чтобы чувствовать себя уверенно им нужно примерно 1,3 млн. рублей. Это гораздо меньше, чем цена, например, однокомнатной квартиры в регионе.

«Подушка безопасности»: 1 миллион – это много или нет для вас лично?
© Свободная пресса

В среднем россияне, имеющие излишки для накоплений, откладывают примерно 17-20% своего дохода. Почти треть накоплений (28%), согласно опросам, предназначены «на черный день». Следом — по 19% - идут отдых и путешествия, недвижимость и будущее детей. Замыкает список открытие своего бизнеса. То есть люди пытаются скорее сохранить, а не вложить и заработать. Чуют беду?

- Данные нашего свежего опроса касаются только тех, кто имеет накопления, - пояснила «СП» руководитель Исследовательского центра SuperJob.ru Наталья Голованова. - Эти люди откладывают в среднем 17% дохода. Но судя по другим нашим исследованиям, сейчас 47% наших респондентов вообще не имеют накоплений. В ноябре прошлого года таких было 40%. То есть количество людей без накоплений резко растет. Очевидно, пандемия заставила проедать сбережения.

«СП»: - Что можно сказать о целях, на которые откладывают средства россияне?

- Люди откладывают деньги на то, что их в первую очередь беспокоит. Что на первом месте «подушка безопасности» на случай потери всех источников дохода — логично.

Следующие цели — недвижимость, будущее детей и отдых. Мне кажется, отдых — это гвоздь программы этого опроса. Коронавирус измучил людей, необходимость сидеть дома и невозможность отдохнуть без множества ограничений утомила людей. Особенно женщин.

И заметьте, собственное образование людей волнует гораздо меньше, чем будущее детей. Что касается низкого показателя накоплений на медицину, то думаю, это во многом входит в пункт «подушка безопасности».

Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Николай Переславский оценивает ситуацию пессимистически.

- Проблема не столько в том, что мало россиян беспокоится о будущем, сколько в том, что в стране доходы населения падают седьмой год подряд и сейчас находятся на уровне 2010 года. Между тем жизнь дешевле не стала – рост цен на ряд продуктовых позиций составил сотни, а то и тысячи процентов за 10 лет.

Из последних кейсов – та же гречневая крупа, которая еще относительно недавно стоила около 40 рублей за килограмм, а сейчас под 100 и больше рублей. Яйца, как и сахар, за 10 лет подорожали минимум вдвое, подсолнечное масло – примерно на 150%, ЖКУ – как минимум вдвое. Этот список можно продолжать бесконечно.

Между тем в развитых странах вместе с ценами растут и доходы, что позволяет смотреть в будущее более уверенно. Стандартная история для европейских государств – откладывать, как минимум пять процентов с любых доходов, либо на депозиты, либо вкладывать в облигации, в защитные акции с хорошими дивидендами.

«СП»: - Выяснилось, что большинство россиян чувствует себя уверенно, имея в среднем вполне скромные 1,3 млн. рублей...

- Нельзя сказать, что это скромные суммы. Для семей из «столичных» регионов это фактически годовой доход. Эти накопления позволят справиться с непредвиденными обстоятельствами – потерей работы, болезнями, другими срочными затратами или той же пандемией. Если сравнивать с развитыми странами, то, безусловно, это скромные показатели. Но не нужно забывать, что и уровень доходов в России отличается от Европы. К примеру, средняя зарплата в Норвегии выше российской в семь раз.

«СП»: - Странно, что Москва не лидирует в части сбережений...

- В Москве очень много приезжих людей, работающих на стартовых позициях в компаниях. У них делать какие-либо накопления получается с трудом. После того, как решается вопрос с жильем, выплачивается гипотетическая ипотека, уже проще думать о том, чтобы создавать какой-то приличный резерв. Несмотря на то, что зарплаты в столице значительно выше регионов, затраты на проживание здесь тоже существенно превышают расходы на периферии. Стоимость однокомнатной квартиры в Москве – более 8 миллионов, а в Красноярске – около 2,5 миллиона. Этот показатель объясняет очень многое.

Обучение в топовых вузах Москвы стоит больше миллиона за бакалавриат. Непредвиденные обстоятельства в виде болезней или потери работы также могут обойтись в круглую сумму на время лечения и поиска работы. Путешествия дорожают из-за девальвации рубля и роста цен на топливо.

«СП»: - Мало отложить деньги, их надо еще и сохранить...

- Покупка квартиры для перепродажи сейчас – это совсем не то же самое, что год или два назад. За два года цены выросли от 25 до 60% в зависимости от региона, поэтому именно к вопросу спекулятивной покупки жилья нужно подходить очень аккуратно. Рублевые депозиты сегодня не покрывают даже «росстатовскую» инфляцию, не говоря уже о потребительской, которая обычно в 1,5-2 раза больше официальной. Бизнес - более интересная история, если вкладываться в компанию, где работают люди дела, знающие свою нишу.

По мнению гендиректора платформы «Рокет Ворк» Анастасии Усковой, в ближайшем будущем ситуация с накоплениями принципиально не изменится, так как рост доходов не предвидится.

- У многих просто нет возможности откладывать более значительные суммы. Несмотря на то, что в номинальном выражении заработные платы растут, реальные располагаемые доходы населения продолжают падать — по сравнению с докризисным 2013 годом россияне обеднели примерно на 10%. При этом инфляционный разгон продолжается — в этом году только по официальным данным ценники выросли на 4,9%, а за последние семь лет реальный рост цен уже давно обгоняет цифры Росстата в 2-3 раза. Так что сытнее жить не стали.

К тому же растет закредитованность граждан — свыше 30% граждан имеют обязательства сразу перед несколькими кредитными организациями. Получается, что у многих средства уходят на обслуживания кредитов, а не на накопления.

«СП»: - Как вы оцениваете цели накоплений россиян?

- Население наше привыкло к кризисам: в 1990-е, в 2008 году, в 2014-м. И вот снова кризис. А каждый такой период грозит лихорадкой на рынке труда, сокращениями, потерей доходов, ростом цен и прочими неприятными штуками. Прошлый год не стал исключением. Почти каждый второй столкнулся с сокращением зарплаты в 2020-м, а уровень безработицы вырос в разгар локдауна до 6,4%.

Сейчас темпы найма не восстановились, безработных в стране по последним данным 5,8%, а возвращение к докризисному уровню случится не раньше 2022 года. Вот наши граждане, наученные прошлым опытом, и пополняют копилки на «черный день», который в эпоху «стабильности», к сожалению, может наступить в любой момент.

«СП»: - Но с высоких трибун нам говорят о предстоящем росте благосостояния....

— К сожалению, предпосылок для роста реальных доходов населения нет. Переломить тенденцию после почти семь лет постепенно-стабильного падения в одночасье невозможно, поэтому к показателям 2013 года реальные доходы граждан не вернутся. Так как никуда не денется инфляция, слабый курс рубля, низкая производительность труда, и не самая благоприятная почва для малого и среднего бизнеса. Объем иностранных инвестиций в экономику сейчас ниже 1995 года.

Планы на вливание денег изнутри, стимуляцию модернизации производств и поиска новых рынков сбыта, проглядываются слабо. Все это приводит к стагнации экономики. Соответственно, доходы в лучшем случае стагнируют, в худшем — то, что мы и наблюдаем — продолжают падать. А значит, и мечты о росте доходов в этом году, с большой вероятностью останутся только мечтами - как в прошлом, позапрошлом и т.д.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий указывает, что даже при отсутствии сбережений большинство россиян не горят желанием влезать в банковскую кабалу.

- Указанный средний размер накоплений для комфортной жизни в 1,3 млн. рублей – весьма небольшой для стран Западной Европы, однако в реальности накопления и в таких объемах – это скорее мечта для многих жителей нашей страны, чем реальность. Более ранние исследования, опубликованные в сентябре 2020 году, показали, что лишь четверть опрошенных делают регулярные сбережения, а 54% не делают сбережений вообще. Между тем, как показало то же исследование, наши граждане в период пандемии все же стали откладывать чаще, но при этом копят не на какие-то большие покупки, а откладывают «на черный день».

Проблемы в экономике началась еще в 2013 году, даже до крымских событий. Темпы роста ВВП в России были ниже среднемировых. А пандемия коронавируса, с одной стороны, подорвала уверенность в завтрашнем дне, а с другой - сделала людей более бережливыми.

Ощущение тревоги и непредсказуемости ситуации в стране и мире не покидает наших сограждан. Люди и рады бы откладывать больше, но зачастую откладывать нечего. Характерно, что все меньше людей берут кредиты и все меньше оставляют вклады.