Суд запретил четырем журналистам Doxa пользоваться интернетом и выходить из дома до 14 июня
Журналисты студенческого издания Doxa проходят по тому же делу, что и Леонид Волков, глава сети штабов Навального. 26 января Роскомнадзор потребовал удалить опубликованное в YouTube обращение журнала, обнаружив в нем «вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий».
Редакция Doxa призывала студентов «не бояться и не оставаться в стороне». Но, как уточняла «Медуза», в этом же видео журнал добавлял, что для этого необязательно выходить на митинги. Еще одна цитата: «Можно стать волонтером правозащитной организации или запустить независимую студенческую инициативу». Видео было удалено.
Но 1 марта в Таганский суд был подан иск о признании незаконным уведомления Роскомнадзора. Истцами были четверо: Арамян, Гутникова, Тышкевич и Метелкин. В среду утром к ним пришли с обыском. Изъяли технику. Заседания в Басманном суде по делам четверых задержанных проходили параллельными процессами. У суда собралась группа поддержки. В итоге журналистам запретили выходить из дома с 00:00 до 23:59, общаться без письменного разрешения следователя с кем-либо кроме адвоката, а также пользоваться интернетом и другими средствами связи. Следователь заявил, что у редакторов Doxa был «преступный умысел на поддержание» призывов к митингам, которые ранее публиковал соратник Навального Волков. Вот что на это отвечает адвокат Дмитрий Захватов, представляющий интересы одной из фигуранток — Аллы Гутниковой.
Дмитрий Захватовадвокат «Здесь нам фактически под личиной запрета определенных действий избрали домашний арест. В нашем деле нет ни слова про то, что имела место опасность для жизни несовершеннолетним. Были оглашены материалы, в частности протокол допросов неких несовершеннолетних, которые были задержаны с 23 по 31 число. Никто из них не сказал, что они лично знают Гутникову, либо остальных фигурантов, либо что они смотрели ролик и именно этот ролик их побудил выйти на акции протеста. Сам этот ролик никаких призывов выходить на акцию протеста, что самое смешное, не содержит».
Doxa выпускается с 2017 года, позиционируется как «независимый студенческий журнал о реалиях современного университета». Костяк редакции — выходцы из Высшей школы экономики. С 2019-го редакция активно освещает задержания студентов на митингах, много писала про дело Егора Жукова, собирала деньги на юридическую помощь аспиранту МГУ Азату Мифтахову.
В декабре 2019-го Вышка лишила журнал статуса студенческой организации. В руководстве университета заявили: издание стало меньше писать о студенческой жизни, на передний план «вышли правозащитная, общественно-политическая деятельность, привлечение к себе внимания неоднозначными акциями». Официальной лицензии СМИ у издания нет.
Комментирует председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Александр Хинштейн председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи«В России одно из наиболее щадящих законодательств в сфере СМИ. Порядок регистрации упрощен донельзя. Если бы указанный журнал это хотел сделать, он это сделал бы без труда. Но, очевидно, что не регистрировался как СМИ сознательно, чтобы избегать тех ограничений и требований, которые в отношении СМИ существуют. Это могли бы быть и предупреждения, а после третьего предупреждения лишение лицензии. Мы имеем дело не с журналистами, не со средствами массовой информации, а с неким политическим явлением, которое пытается прикрываться тезисами о свободе слова».
Одним из тех, кто в соцсетях выступил в поддержку задержанных сотрудников Doxa, стал писатель, публицист Александр Архангельский.
«Кто-то должен обязательно обострять всю проблематику, связанную с этическими проблемами, с выбором новых ценностей, с новым пониманием старых привычных стереотипов. В данном случае дело не в Doxa. Doxa попала, как и многие другие, что называется, под раздачу».
Пресс-секретарь ВШЭ Андрей Лавров заявил изданию «Подъем», что, несмотря на то, что среди задержанных есть действующая студентка и выпускник Вышки, университет не намерен реагировать на происходящее.