Кошельки кричат: «Караул, грабят!»
Рост цен россияне считают главной проблемой страны, таковы результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром».* Инфляция вызывает беспокойство 58% опрошенных, бедность – 40%, коррупция и взяточничество – 39%, далее идут безработица (36%) и социальное расслоение (26%).
Результаты опроса стоило бы внимательнее изучить в правительстве, где уже несколько месяцев судорожно думают над тем, что же делать с инфляцией. Перепробовали уже несколько вариантов: сначала договаривались с торговыми сетями, чтобы искусственно сдержать рост цен на подсолнечное масло и сахар, а теперь еще и закрепили персональных «смотрящих» за ценами в отдельных отраслях.
Экономист, руководитель общественного движения «Аврора» Петр Заборцев уверен, что антиинфляционных мер, принимаемых правительством России, явно недостаточно.
«СП»: – Удивили ли вас результаты опроса «Левада-центра»?
– Практически все проблемы, которые назвали люди – это результат, прямое следствие, существующей сейчас экономической системы. Мы можем пробовать что-то улучшать, но принципиальных результатов не добиться без институациональных реформ. Только изменение правил и характера действий самой экономической системы способно существенно улучшить ситуацию и с инфляцией, и с безработицей, и с коррупцией, и с другими названными проблемами.
Если объяснить более подробно на примере инфляции, выражающейся в росте цен, то обычно выделяют два основных вида инфляции. Первая – это инфляция спроса, когда размер спроса превышает предложение и, второе, это инфляция издержек, когда рост затрат толкает цены производителей вверх.
Потребители хотят купить и имеют на это деньги, но производства на всех не хватает. Неудивительно, что это приводит производителей к идее поднять цены, чтобы воспользоваться ситуацией.
«СП»: – Для России этот вид инфляции сегодня актуален?
– В настоящее время, когда правительство России, как и других стран, вбрасывают в экономику триллионы не обеспеченных производственными силами денег инфляция спроса, – это главный вид инфляции.
«СП»: – Главный вопрос: а что нужно делать, чтобы бороться с такой инфляцией?
– Для решения этой проблемы денежная эмиссия должна сопровождаться систематическим и направленным развитием производственных сил. А канал движения денег и цепочки спроса должны задействовать простаивающие и/или вновь введенные мощности. Любое правительство может это делать. Если захочет, конечно.
Но важно помнить, что существует и второй вид инфляции – инфляция издержек, характеризуется ростом затрат производителей. И для ее разрешения нужно всего лишь взглянуть на типовую структуру затрат по всей цепочке создания стоимости.
«СП»: – Вы имеете в виду, что зарабатывают в основном не производители, а продавцы?
– Да. Если внимательно посмотреть, то в большинстве товаров и даже услуг преобладает доля, так называемых транзакционных издержек. Это издержки на само совершение операции, они не несут потребительской ценности, но нужны в силу условий экономической жизни. Некоторые исследователи оценивают долю таких издержек в 50-70%.
Решением, здесь будет целенаправленная работа по сокращению транзакционного сектора. Повышение уровня прозрачности и доступности информации, облегчение поиска контрагентов, снижение количества перепродавцов и другие средства масштабной поддержки усилий по сокращению издержек. А значит, и снижения потенциальных цен, и, в конечном итоге, роста благосостояния граждан.
Но все эти решения крайне сложно вписать в логику рыночного капитализма. Они не рыночные, они институциональные.
«СП»: – Иными словами, вы подводите к выводу о том, что как бы правительство не старалось, но сдержать цены нереально?
– При рыночном капитализме рост цен – это не просто неизбежность, но и необходимость. Экономисты начинают переживать, когда цены, наоборот, падают. Например, в Японии в девяностые годы была дефляция. Цены снижались, и вслед за этим падала, либо стояла вся экономика.
В целом, именно дефициты на рынках создают возможность капиталистам зарабатывать прибыль, накапливать и концентрировать ресурсы. И если вы хотите, чтобы цены перестали расти, а в вашей стране был избыток и изобилие во всем, то рыночный капитализм явно не для вас. И вам нужно искать другие решения.
Финансовый директор проектов «Газпром-Медиа» Полина Каплина указывает, что рост цен на фоне коронавирусных ограничений – это не только экономический, но и социальный удар.
– Неудивительно, что наши соотечественники одной из главных проблем, вызывающих их обеспокоенность, назвали «рост цен». Большинство россиян, которые в пандемию потеряли работу, не смогли трудоустроиться. В такой ситуации особенно остро встаёт вопрос экономии, сокращения расходов, отказа от привычного образа жизни.
В магазинах, в сфере услуг, медицины, образования, ЖКХ и многих других мы стали пристально обращать внимание на цены. Вдобавок было опубликовано предупреждение главы Минэкономразвития о том, что в марте можно ожидать очередной волны сокращений. Это не прибавляет оптимизма жителям нашей страны.
В такой ситуации я бы рекомендовала быть осторожнее в своих тратах. Подходить к формированию своего домашнего бюджета более консервативно и осмотрительно. Мы все надеемся на улучшение ситуации, а пока этого не произошло лучше проявить большую осмотрительность.
*АНО «Аналитический Центр Юрия Левады» Минюстом РФ внесена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.