Как Китай победил бедность?
Руководитель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай одержал полную победу в борьбе с бедностью. Об этом сообщает агентство «Синьхуа». «Благодаря общим усилиям Коммунистической партии и китайского народа мы одержали полную победу в борьбе с бедностью. Нищета в региональном масштабе преодолена», — сказал он. Из состояния бедности были выведены 98,99 млн жителей сельской местности, 832 уезда и 128 тысяч деревень.
Когда я был несколько лет назад в Пекине, то обратил внимание на такую деталь. Обычный многоквартирный дом, и первый этаж буквально забит всевозможными кафешками, мастерскими, магазинчиками и так далее. Я спросил у местных журналистов: а платит ли весь этот малый бизнес налоги? На что мне ответили: государство предпочитает их не трогать, пусть себе работают, лишь бы не просили помощи у властей и сами себя обеспечивали.
А теперь глава Китая Си Цзиньпин объявил о большом успехе страны в деле борьбы с бедностью. Для председателя КНР это важное достижение, он, вероятно, пойдет с ним на третий срок. Но и местные жители замечают, что бедных стало гораздо меньше, свидетельствует пекинец, основатель маркетингового агентства LaowaiMe Артем Жданов.
Артем Жданов пекинец, основатель маркетингового агентства LaowaiMe «Я часто путешествую по Китаю, езжу в деревни, общаюсь с местными жителями. Там в отличие, к сожалению, от российской деревни, где царит безнадега и такая атмосфера, что все оттуда уезжают, такого ощущения нет, люди живут с надеждой на будущее. Плюс народ весь активно занят в электронной торговле. Помимо тех денег, которые они каждый получают официально, у них все родители, бабушки, дедушки приторговывают на Taobao, на TikTok».
Нищета по-китайски — это годовой доход в 4 тысячи юаней, или примерно в 620 долларов. Если перевести в нашу валюту и поделить на количество дней в году, то китайский бедняк живет примерно на 125 рублей в сутки, меньше 4 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, в России прожиточный минимум для трудоспособного населения — больше 12 тысяч рублей. Еще 21 год назад, по данным Всемирного банка, коэффициент бедности в Китае, то есть процент людей с доходами ниже установленной черты, составлял почти 50%. Сейчас 0,6%. И то, что КНР достиг больших успехов, действительно, подтверждается, говорит руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.
Александр Габуев руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги «ООН и все мировые организации, которые занимаются целями восточного развития, признают, что в последние годы мир выполняет цели по устойчивому развитию в части искоренения бедности только из-за успехов Китая в этом деле. Невозможно сказать, что абсолютно все теперь в Китае живут выше уровня бедности, потому что, возможно, какая-то семья получила пособие, отец семейства это дело тут же пропил или проиграл в деревенском подпольном казино и так далее. Проверить мы это никогда не сможем. Но в целом тенденция, действительно, такова, и Китай каждый год выводит несколько миллионов человек из абсолютной бедности».
Китай подошел к проблеме системно — поддерживая образовательные программы, строя дороги в деревнях, чтобы улучшить коммуникации между людьми. Свою роль сыграли и развитие электронных торговых площадок, и вообще новые технологии. В Китае, говорят, даже обычная бабушка, торгующая на улице зеленью, сможет принять оплату по QR-коду. Всего же Пекин вложил в борьбу с нищетой почти четверть триллиона долларов. Мы тоже ставим задачу побороть бедность, чтобы к 2030 году количество бедных в России составило 6,6% от всего населения. Сейчас их примерно в два раза больше. Но если Китай достиг успеха, стартовав с низкой базы, то у нас ситуация иная, объясняет Директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
Олег Буклемишев Директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Китай стартовал с низкой точки, действительно, добился в этом деле довольно больших успехов. У нас происходит нечто другое: мы из точки относительного хорошего и динамичного экономического роста и снижения количества бедных в начале нулевых сначала погрузились в стагнацию после кризиса 2008 года, а потом вообще эта стагнация еще и сказалась на положении наиболее бедных слоев населения. То есть у нас в последнее время количество бедных не падало, а либо оставалось прежним, либо даже росло».
В России, по последним данным Росстата, число жителей с доходом ниже прожиточного минимума приблизилось к 20 млн человек. Это данные по итогам трех кварталов 2020 года в сравнении с тем же периодом в 2019-го. Сказались пандемия, падение реальных доходов россиян, которое статистики оценили в 3,5%. Росстат приводил и конкретные примеры. Годом ранее россиянин со средним доходом мог купить на свою зарплату больше полутонны молока, сейчас — 486 литров. Если же взять бескостную говядину, то раньше средней зарплаты хватало на 99 килограммов в месяц, в 2020 году — на 94 килограмма. Одна из основных причин, это, естественно, инфляция, которую и называют налогом на бедных. Впрочем, здесь мы не одиноки — цены на еду после пандемии растут во всем мире. Но если России перенимать опыт Китая, то там ничего особо нового не придумали. Образование, поддержка малого бизнеса, строительство и развитие торговли — старый проверенный веками рецепт.