Войти в почту

Исследования: о потребительских предпочтениях, безопасных магазинах и гостиничных приоритетах

Мобильный телефон или смартфон — с 2013 года и по сей день это самое частое приобретение года, утверждает очередное исследование ВЦИОМ, посвященное потребительским планам россиян. В 2020 году мобильник приобрели 27% респондентов, в 2021 году намерены купить 11%. Также среди наиболее популярных покупок, совершенных в прошлом году и запланированных на этот год, — бытовая техника, компьютеры и ноутбуки, абонементы в фитнес-клуб, автомобили. И еще потребительский хит 2021 года — турпоездки: их хотят совершить 20% россиян, а во второй половине ушедшего года об этом сообщали только 10%.

Исследования: о потребительских предпочтениях, безопасных магазинах и гостиничных приоритетах
© BFM.RU

Что касается рынка недвижимости, то в 2020 году на втором месте среди самых частых приобретений жителей России оказался ремонт в квартире: в сентябрьском опросе о нем говорили 15% респондентов, в январском — уже 21%. И как отмечают аналитики ВЦИОМ, это значение на 5 процентных пунктов выше усредненной доли за шесть лет мониторинга.

Впрочем, ничего удивительного: кто-то начал ремонт весной, когда многие сидели по домам, кто-то — летом, за весну насмотревшись на несовершенства своей квартиры и решив, что планировку все-таки стоит поменять, обои переклеить и так далее. Неслучайно, как рассказывала Business FM в одном из материалов июля 2020 года, согласно исследованию компании «Сбербанк страхование» и сервиса доставки «СберМаркет», во время самоизоляции спрос россиян на товары для ремонта увеличился в десять раз. Если точнее, в апреле «ремонтные» продажи выросли на 75% по сравнению с мартом, а в мае в некоторых регионах — еще на 50% по сравнению с апрелем.

Кажется, набранные ремонтные обороты россияне снижать не намерены. Подводя итоги прошедшей «черной пятницы», руководитель корпоративного пиара Ozon Анастасия Самойлова в беседе с радиостанцией отметила, что «в этом году самыми популярными категориями распродажи стали товары для дома: их продажи выросли более чем в 2,5 раза по сравнению с прошлогодней «черной пятницей». Например, категория do it yourself — это различные инструменты для ремонта по дому». И исследование ВЦИОМ гласит: в начале 2021-го, как и в начале двух предыдущих лет, каждый четвертый россиянин (26%) заявил, что планирует в текущем году сделать ремонт в квартире или купить мебель.

С квартирами все, конечно, поскромнее: в прошлом году их приобрели 6% участников опроса, на этот год такую покупку запланировали 8% респондентов.

Кстати, о потребительском поведении. Еще не все россияне сконцентрированы на онлайн-покупках — некоторые по старинке ходят в магазины лично. И вот для них ключевым критерием при выборе, в какой именно магазин отправиться, теперь является эпидемиологическая безопасность. 71% участников исследования, проведенного компанией AFI Development, подчеркнули: очень важно, чтобы торговые операторы создавали безопасную «антивирусную» среду в помещениях стрит-ретейла.

Согласно результатам клиентского опроса, наряду с безопасностью приоритетный фактор при выборе магазина — цена: 74% потребителей сосредоточены на поиске предложений по наиболее низкой цене, а 61% регулярно и активно ищут специальные предложения и скидочные купоны. О важности ассортимента представленных товаров заявили 68% респондентов.

А еще результаты исследования показали, что потребительские приоритеты частично зависят от возраста. Например, 68% «зетов» и «игреков» оценивают сервис торговых предприятий. Среди представителей старшего поколения 53% клиентов обращают внимание на качество обслуживания. Большой ассортимент, представленный в торговых точках, имеет значение для 64% представителей поколения Z и 66% миллениалов, в то время как среди более старшего поколения этот параметр в списке ключевых только для 51%.

Гостиничная география

Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург и Владивосток — первая пятерка российских городов, к которым ведущие гостиничные операторы проявляют наибольший интерес. Такие результаты аналитики Cushman & Wakefield получили по итогам опроса крупнейших международных и российских гостиничных операторов, активно развивающихся в России или планирующих выход на отечественный рынок (есть в распоряжении Business FM).

Опрос проводился во второй половине 2020 года, что важно: все «радости» коронакризиса уже были налицо. Респондентам было предложено оценить привлекательность открытия новых сетевых гостиниц в 20 российских городах по шкале от 1 («неинтересно») до 10 («очень интересно»). И сразу стоит отметить, что ни один город не получил оценку ниже 5,5 балла. Москва — единственная, получившая «десятку», чуть-чуть ей проиграл Санкт-Петербург, набравший 9,7 балла, бронзовый медалист Сочи добрался до показателя 8,6 балла.

«Ожидаемо, что первые два места в рейтинге разделили между собой две российской столицы, — считает партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Усенко. — Отели, гостиницы и другие средства размещения Москвы и Санкт-Петербурга неизменно привлекательны как для бизнеса, так и для туристов. При этом выбор Сочи в качестве третьего по привлекательности рынка для гостиничных операторов может показаться неожиданностью, учитывая довольно серьезную насыщенность рынка после завершения Олимпиады 2014 года. Однако сетевые гостиничные операторы уверены, что потенциал города-курорта для их бизнеса далеко не исчерпан, особенно на фоне активного развития внутреннего туризма».

Четвертое место Екатеринбурга (8,3 балла) аналитики связывают не только с тем, что это четвертый по численности населения город страны, крупный и активно развивающийся административный, промышленный, финансовый и транспортный центр региона, имеющий неформальный статус «столицы Урала». Опять же, с учетом заметного увеличения доли внутреннего туризма в России, богатая история города и региона, а также наличие в Екатеринбурге большого числа культурных и спортивных объектов создают постоянный спрос для гостиничного бизнеса.

Владивосток (8,1 балла) — крупнейший на Дальнем Востоке город, а с недавнего времени и центр Дальневосточного федерального округа. При этом до сих пор его туристическая инфраструктура остается недостаточно развитой. Подобная диспропорция «последнего фронтира» должна быть устранена уже в обозримом будущем, что обеспечивает активный интерес к рынку Владивостока со стороны всех крупнейших сетевых игроков рынка, отметила Марина Усенко.

В средней части рейтинга оказались Казань, Омск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Хабаровск, Краснодар, Пермь, Нижний Новгород, Красноярск и Челябинск. Их средний балл находится в промежутке от 6,2 до 7,8. Замкнули двадцатку Волгоград, Уфа, Калуга, Воронеж и Самара. Участники рынка оценили свой интерес к этим городам в среднем на 5,6-6 баллов.

Еще несколько важных результатов исследования: 67% его участников отметили, что большая часть проектов продолжается без отклонений от графика; 78% указали, что пандемия не повлекла за собой значительных изменений в условиях гостиничных договоров, либо такие изменения были незначительными; 65% опрошенных рассказали, что проекты, по которым пандемия все-таки ударила, пострадали либо из-за отсутствия финансирования (заемных или собственных средств инвестора), либо из-за пересмотра коммерческих условий сделки.

Кроме того, аналитики Cushman & Wakefield спросили у операторов, когда они ожидают восстановления гостиничного сегмента до уровня 2019 года на двух самых значимых гостиничных рынках страны. Увы, лишь 10% считают, что в Москве это может произойти уже в 2022 году, почти половина респондентов (48%) ожидают восстановления не ранее 2023 года, треть (32%) — не ранее 2024 года, а еще 10% назвали даже 2025 год.

Прогнозы относительно сроков восстановления рынка Санкт-Петербурга оказались более оптимистичными. Почти четверть респондентов (23%) ждут серьезного улучшения показателей уже в следующем году. За 2023 год высказались 55%, за 2024 год — 19%, за 2025-й — только 3%.