Войти в почту

Загнанный Зеленский пошел на второй круг. Его рейтинг всего 13%

Президент Украины Владимир Зеленский, получивший от собственных граждан звание неудачника 2020 года, собрался на второй срок. О планах украинского лидера в своем фейсбук-аккаунте рассказал депутат Верховной Рады Гео Лерос.

Загнанный Зеленский пошел на второй круг. Его рейтинг всего 13%
© Свободная пресса

По его словам, о желании баллотироваться снова Зеленский заявил ближайшему окружению на праздновании своего дня рождения 25 января (главе государств исполнилось 43 года).

Якобы эту информацию парламентарию передал один из гостей.

Есть, правда, основание сомневаться в правдивости этих сведений, учитывая, что у Лероса свои счеты с властью. Ранее он был исключен из президентской партии «Слуга народа» за обнародование серьезного компромата против окружения украинского лидера. И с тех пор считается, чуть ли не личным врагом Зеленского.

Но, если все так, то Владимир Алексеевич или не владеет ситуацией, или явно переоценивает свои возможности.

Согласно результатам всеукраинского опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) 22 января, электоральный рейтинг Зеленского и его партии «Слуга народа» упал до рекордно низкого уровня.

За президента сейчас готовы голосовать только 13,4% среди всех респондентов и 19,8% среди тех, кто определился с выбором (и будет голосовать – ред.). За партию власти - всего 11,2%.

Первое место, если бы парламентские выборы проходили в январе, заняла «Оппозиционная платформа – За жизнь» Бойко-Медведчука с 20,7%. Второе – «Европейская солидарность» Порошенко с 15,3%, на третьем оказалась бы «Батьковщина» Юлии Тимошенко – 12,6%.

То есть, можно сказать, что менее чем за половину срока нахождения у власти Зеленский и его команда бездарно растратили доверие народа Украины. Ведь если вспомнить, на выборах президента в апреле 2019 года Зеленского поддержали около 74% избирателей.

Сейчас почти столько же украинцев – 74,3% - считают, что дела в стране движутся в неправильном направлении.

Есть ли, в таком случае, у Зеленского хоть малейший шанс удержаться у «руля»?

- Пока сложно делать какие-то далеко идущие выводы, - комментирует ситуацию директор киевского Центра политического маркетинга, политтехнолог Василий Стоякин. - Лерос все-таки фигура, в значительно степени, неофициальная. Во-вторых, заявление такого рода (задолго до президентских выборов) делается обычно с чисто политическими целями.

То есть, где-то во второй половине президентского срока любой президент становится в определенной степени «хромой уткой», и элита начинает переориентироваться на возможного следующего президента, если действующий следующим президентом не будет. В случае с Зеленским риск такого развития событий очень большой.

Во-первых, он сам заявлял изначально, что не собирается избираться более чем на один президентский срок. Что политических амбиций не имеет.

Кроме того, мы видим, какая ситуация с рейтингами и самого Зеленского, и его партии «Слуга народа». Их авторитет падает, влияние падает, и, естественно, это подрывает возможности президента для дальнейшего проведения своей политической линии.

Что касается возможности для Зеленского выдвигаться на второй срок, то, я думаю, что он еще не принял решение. И, с высокой степенью вероятности, когда он его примет, он все-таки откажется от своего повторного выдвижения.

«СП»: - Но ранее Зеленский говорил, что если будет большая поддержка народа, то он подумает. То есть, косвенно, как бы, дал понять, что не исключает возможности баллотироваться еще раз.

- Повторяю, это чисто политические шаги. То есть, «не думайте, что вы от меня так легко отвяжетесь», «я буду проводить свою линию дальше» и т.д.

Мне все равно не кажется, что он будет выдвигаться на второй срок. По всему комплексу косвенных признаков получается так, что он от президентского поста устал, ему все это надоело, он не получил от этого того, чего ожидал получить.

Понимаете, он – человек очень рейтингозависимый, как всякий артист. И когда он видит, что люди относятся к нему хуже, он должен каким-то образом менять стиль своего поведения.

Поэтому вероятность того, что он продолжит политическую карьеру мне кажется очень невысокой. А если продолжит, то вряд ли она будет такой же успешной.

Потому что, опять-таки, повторюсь, Зеленский не имеет шансов получить такой же рекордный результат, как в 2019 году. Но пока у него есть возможности для переизбрания.

«СП»: - Поясните.

- Сейчас, на самом деле, у него серьезных оппонентов нет. Все серьезные оппоненты Зеленского со сравнимыми рейтингами, это люди старой формации, старая политическая элита - т.е. те, кого украинцы все-таки, по большому счету, уже не хотят видеть на посту президента. Даже притом, что они имеют какой-то высокий уровень поддержки, если говорить о Бойко, Порошенко или Тимошенко.

То есть, украинцы все равно хотели бы видеть у власти в стране людей, которые со старой политической элитой не связаны.

Вот до тех пор, пока Зеленский остается единственным рейтинговым человеком, который к этой старой политической элите не относится, у него есть шансы сохраниться у власти. И то далеко не стопроцентные шансы.

Постепенно ведь появляется новое уже поколение политиков, которые пришли «со стороны». Есть, скажем, спикер парламента Разумков, со своим собственным политическим рейтингом. Или украинско-голландский журналист Шарий, у которого тоже имеется рейтинг – пусть и небольшой, но какие-то определенные шансы у него есть.

И вполне вероятно, что к моменту следующих президентских выборов у Зеленского появятся уже более серьезные оппоненты. Пусть и не с таким результатом, какой был в 2019, но борьба будет серьезная. Но готов ли он к серьезной борьбе, это большой вопрос.

«СП»: - А есть ли вообще на Украине здоровые - не антироссийские, не антисоветские - политические силы, и какова вероятность их прихода к власти?

- На самом деле, такие политические силы есть – та же «Оппозиционная платформа». Но, пожалуй, это единственная такая сила. И я пока не вижу за руководством «Оппозиционной платформы» каких-то новых людей, которые могли бы выдвинуться вместо представителей старой элиты.

То есть, и Бойко, и Медведчук в политическом смысле люди достаточно молодые, и для них немного абсурдно уступать, кому бы то ни было, роль оппозиции. Но и, опять-таки, незаметно, кто бы мог претендовать на эти позиции.

Поэтому там вопрос достаточно сложный.

В любом случае, такого рода политическая сила вряд ли имеет шанс на победу. Разве что на следующих президентских выборах повториться схема 2019 года, только без Зеленского. На таких выборах может победить Бойко или Медведчук. Потому что, судя по той социологии, которая у нас сейчас есть, если тенденция не поменяется, то в противостоянии с Порошенко люди предпочтут, безусловно, представителя «Оппозиционной платформы».

Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов тоже считает вопрос преждевременным:

- Как известно, очередные президентские выборы на Украине должны пройти только через три года (в марте 2023 - ред.). За этот срок, особенно, в тех реалиях, в которых существует Украина, может произойти все, что угодно. Рейтинг Зеленского может, вообще, выйти на минус, но, в то же время, может и вырасти значительно.

Потому что это очень непредсказуемая страна и, особенно, непредсказуемое время.

Так что, мне кажется, говорить о шансах Зеленского на второй срок в президентском кресле еще рано.

Но те тенденции, которые мы можем наблюдать по рейтингу – его личному и его политической силы, - свидетельствуют, что кредит доверия и одобрения своих действий он, конечно, растерял. Как и его партия.

Это неудивительно, исходя из того, что Зеленский оказался ярким популистом, который, к сожалению, не может справиться с теми конкретными проблемами, которые стоят перед страной, и, особенно, перед населением. Народ хочет улучшения жизни, а жизнь только ухудшается. И эта тенденция очень устойчивая. Что, разумеется, значительно влияет на движение рейтингов президента и его политической силы.

«СП»: - Партия, выступающая за восстановление отношений с Россией, могла бы победить?

- Здесь, мне кажется, очень было бы важным, чтобы в Российской Федерации, в первую очередь, увидели эту проблему. Она связана с тем, что на Украине сейчас нет действительно сильных политических партий, которые могли бы развернуть государство в сторону хотя бы просто нормализации взаимоотношений наших государств.

Парламентские партии, которые позиционируют себя как пророссийские, к сожалению, являются такими только на словах.

Мы, конечно, много чего понимаем, много чего не понимаем. Но когда в политической силе присутствуют люди, которые еще несколько лет назад возглавляли областные организации «Правого сектора»*, являлись организаторами так называемой «оранжевой революции» 2004 года или руководили администрацией преступного, с точки зрения РФ, президента Порошенко, мне что-то не очень верится в пророссийскость такой политической силы.

Поэтому здесь как раз стоит задуматься о необходимости взращивания новых политиков, искренних и конструктивных. Такие возможности есть, просто необходима системная работа. А вот зацикливание на поддержке одной политической силы может привести к большому разочарованию.

*«Правый сектор» - украинское объединение радикальных националистических организаций, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).