За вступление в НАТО Молдавии придется заплатить неприемлемую цену
Если бы прозападный президент Молдавии Майя Санду рискнула бы сейчас устроить референдум о вступлении республики в НАТО, затея бы с треском провалилась. Большинство молдаван – против членства в антироссийском альянсе, и эта доля растет от месяца к месяцу. На пути на Запад стоит и проблема Приднестровья – в НАТО не берут расколотые страны. Но у Санду есть два способа обойти эти препятствия.
Проведенный в первые недели января опрос граждан Молдавии показал – если бы в следующее воскресенье состоялся референдум о вступлении в НАТО, то более 57% выступили бы против. Присоединение республики к альянсу поддержало около 25% опрошенных. Исследование, которое проводила Ассоциация социологов и демографов Молдавии, можно считать репрезентативным – было опрошено более тысячи граждан в 87 населенных пунктах по всей республике.
Показательно, что всего за несколько месяцев число противников вступления в Североатлантический альянс резко возросло. Аналогичный опрос, проведенный в сентябре, показал, что тогда 49,8% не желали присоединения своей страны к НАТО. Чуть больше молдаван тогда готовы были проголосовать «за» – 26,3%.
Вопрос о евроатлантической ориентации Молдавии – не беспочвенный. Напомним, что в начале января новый президент республики Майя Санду и генсек НАТО Йенс Столтенберг обсуждали индивидуальный план партнерства Молдавии с альянсом, который вступил в силу в начале 2021 года. Согласно плану, Кишинев обязан реформировать армию, полицию и спецслужбы под стандарты альянса.
Индивидуальный план (Individual Partnership Action Plan, IPAP) обычно является первоначальной стадией по интеграции какой-то страны с альянсом. После IPAP следует стадия «Ускоренный диалог», затем «План действий по членству», а лишь потом – членство в военном блоке. К примеру, такой полный цикл прошла Черногория, вступившая в НАТО в 2017 году.
Ассоциация Молдавии с НАТО – гарантия защиты страны от угроз со стороны России, уверен бывший замминистра обороны республики, ныне директор кишиневского Института европейских политических исследований Виорел Чеботару. «Республика Молдова и Украина уже входят в сообщество Североатлантического альянса. Мы пока что не члены альянса, но мы тесно сотрудничаем с ним, как это делают не входящие формально туда Швеция и Финляндия. В партнерстве с НАТО Молдавия создает системы защиты прав и свобод человека, свободного рынка и других базовых ценностей, которые существуют в пространстве Североатлантического альянса», – заявил Чеботару в интервью местной редакции Радио Свобода (перевод с молдавского – газеты ВЗГЛЯД).
По словам бывшего замглавы военного ведомства, статья 11 конституции Молдавии, которая предусматривает постоянный нейтралитет республики и недопустимость нахождения в стране вооруженных сил иностранных государств, сейчас утратила свое первоначальное значение. Чеботару подчеркнул, что конституцию Молдавия принимала в 1994 году, когда в мире была совершенно иная геополитическая конъюнктура. «Сегодня слово «нейтралитет» в Конституции останавливает развитие статуса Молдавии как части европейского цивилизованного сообщества», – уверен кишиневский политик.
С Чеботару категорически не согласен российский эксперт, замдиректора Института стран СНГ, Владимир Жарихин. По его мнению, именно 11 статья молдавской конституции и географическое положение страны – на фронтире между востоком и западом Европы – ставят ее в положение, когда выгоднее всего сохранять отношения и с Россией, и с Евросоюзом.
«Жители Молдавии работают как в Западной Европе, так и в России, молдавские производители заинтересованы в российском рынке. Поэтому желания вступать в НАТО в Молдавии мало у кого возникает», – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД. Он добавил, что нахождение Молдавии в альянсе обязательно испортит отношения Кишинева с Москвой, так как в составе атлантического блока Молдавию будут использовать против России.
В бывшем советском блоке мало кто мечтает реально вступить в НАТО, что подтверждает и социологический опрос в Молдавии, рассуждает Жарихин. Он напомнил, что Молдавия в 2014 году заключила соглашение об ассоциации с Евросоюзом и с 2005 года в Кишиневе находится представительство ЕС.
«В Кишиневе понимают, что большинство стран-кандидатов в члены Европейского Союза шантажируют тем, что они вступят туда лишь в качестве членов НАТО», – отметил эксперт. По его словам, население Молдавии не видит от членства своей страны в Североатлантическом альянсе никаких выгод, только потери.
В частности, при вступлении в альянс у Молдавии возникнут серьезные проблемы с Приднестровьем, и тогда о мирном возвращении левого берега Днестра в Молдавию точно можно будет забыть. Ведь по уставу Евросоюза его членом не может быть страна, у которой есть проблемы с территориальной целостностью. Чтобы избавиться от этой проблемы, Кишиневу, возможно придется пойти на юридическое признание самопровозглашенной Приднестровской молдавской республики (ПМР), и таким образом отказаться от перспективы возвращения 4 тысяч квадратных километров территории со сравнительно развитым промышленным комплексом. Очевидно, что ни одна кишиневская власть не откажется от лозунга реинтеграции страны.
Исходя из этого, говорит Жарихин, можно предположить, что всерьез в членство Молдавии в НАТО не верит и новый молдавский президент. «Санду понимает, что членство в НАТО ничего хорошего Молдавии не даст, и потому не форсирует этого. Но в то же время Санду надо постоянно держать своих соратников в тонусе, отчитываться перед кураторами. Поэтому она регулярно произносит ничего не значащие ритуальные слова о вступлении в НАТО», – заключил эксперт.
Следует, впрочем, напомнить упомянутый выше пример Черногории. В 2017 году несмотря на недовольство значительного числа граждан, тогдашние власти балканской страны смогли добиться принятия в альянс. Проатлантические власти вместо референдума провели голосование в парламенте, где большинство принадлежало их сторонников. В итоге страна стала 29-м членом НАТО, хотя в 1999-м году ее территория подверглась наряду с Сербией бомбардировкам государств-членов альянса.
Нельзя исключать вероятность того, что президент Санду просто найдет обходной путь в НАТО, предполагают эксперты. По мнению молдавского политолога Виктора Жосу, администрация президента республики будет продавливать ассоциацию с альянсом, не обращая внимания на общественное мнение в стране, а также на положение Конституции Молдавии о нейтралитете. «Окружение Санду живет в режиме постправды: когда в Конституции написано одно, а на практике все будет по-другому. Протаскивание Молдавии в НАТО будет происходить усиленно», – отметил эксперт.
Жосу напомнил также, что при президенте Игоре Додоне, который считался пророссийским, советником министра обороны Виктора Гайчука была гражданка США. По словам собеседника, власти республики и до Санду не соблюдали статуса Молдавии как нейтрального государства. «У американцев есть четкая стратегия по Молдавии. Поэтому у нас по вопросу членства в НАТО не будет никаких референдумов и других форм плебисцита», – резюмировал Жосу.