Обломов как объединяющий россиян герой. Но при чем здесь экономика?

ВЦИОМ приурочил свой опрос к празднику — Дню народного единства. Правда, далеко не все россияне знают, что именно в этот день празднуют. Но это не так важно. А вот результаты опроса интересные.

Обломов как объединяющий россиян герой. Но при чем здесь экономика?
© BFM.RU

В первую очередь в литературной части. Когда респондентов попросили назвать книгу, объединяющую нашу страну, большинство выбрали «Войну и мир». И можно даже не сомневаться, что многие ее так и не прочитали. Да чего тут говорить, если даже Василий Шукшин на экзамене во ВГИК признался, что не читал «Войну и мир», потому что «больно книжка толстая». Среди других объединяющих народ книг респонденты назвали конституцию, которую большинство тоже не читало. Но одобряют.

Удивителен выбор литературного персонажа, который лучше всего характеризует россиянина. Илья Обломов. Но это только на первый взгляд. А если присмотреться: лежит на диване, никому не мешает, никому не делает зла. И все его любят. И даже Ольга, хоть и вышла замуж за деятельного немца Штольца, все равно любит Обломова, замечает писатель и культуролог Андрей Новиков-Ланской.

Андрей Новиков-Ланской писатель, культуролог «Ольга любит именно Обломова, хотя выходит замуж за Штольца. Но именно человек внутренне очень добрый, спокойный, может, кому-то покажется безынициативным, неэнергичным, но это человек, интегрированный в природу, интегрированный в какую-то спокойную жизнь вокруг. И русские так хотят жить: они хотят жить спокойно, чтобы им никто не мешал, чтоб они никому не мешали. Такое спокойное, созерцательное существование на природе. Это, в общем, мечта русского человека в известной степени. И поэтому и читатель его любит, и Ольга его в самом романе любит. А Штольц оказывается неизбежно таким, по сути, отрицательным персонажем, хотя он как раз что-то делает, он такой активный энергичный предприниматель».

А может быть этого героя выбрали и по другой причине. Сейчас весь мир, как и Обломов, снова погружается в спячку. В Европе опять карантин. В России его не вводят, но есть четкое ощущение, что опять все замедляется. А лучше всего это описывают экономические показатели. Индекс PMI обрабатывающих отраслей в октябре рухнул. Еще один индекс — шопинга — свидетельствует, что москвичи и петербуржцы стали реже ходить в торговые центры. Наконец, «Сбер» сообщил, что потребительские расходы россиян показали самое сильное падение с мая, пишет Forbes. За неделю с 26 октября по 1 ноября расходы упали почти на 11%. Аналитики банка так и пишут: «постепенный уход потребителя в спячку».

Сложилось все: и пандемия, и курс валют, и даже погода, комментирует президент сети магазинов одежды Baon Илья Ярошенко.

Илья Ярошенко президент Baon «Падают доходы населения, к этому прибавляется неопределенность, неопределенность с курсом, а покупатель всегда замирает на какое-то время после валютных скачков. И сейчас мы пробили очередные рубежи по евро, для покупателей это сигнал — пора экономить. Плюс пандемия, многие сидят дома, лишний раз стараются не выходить. И плюс искусственно созданное препятствие: чтобы выйти куда-то, нужно надеть маску, перчатки, это не способствует торговле. При этом растет онлайн и растет синергия между онлайном и офлайном. Плюс ко всем бедам ретейла добавились очередные погодные рекорды, температурные. Опять у нас очень теплая осень, люди не готовы покупать пока теплые вещи, сейчас дохаживают в том, что есть».

Если вернуться к Обломову и его экономическим реалиям, то между этим персонажем и большинством россиян все-таки есть небольшая разница. Обломов был барином. Пусть небогатым, но у него была своя деревня, свои крестьяне. В общем, было кому вспахать, посеять и собрать урожай. Так что жизнь этого литературного героя действительно для многих мечта. Впрочем, в числе характеризующих россиян персонажей респонденты назвали и Ивана-дурака. А вот он и ничего не делал, и ничего у него до определенного момента и не было. А потом по волшебству получил все. Тоже идеал судьбы, о котором приятно помечтать на диване в красный день календаря.