Войти в почту

«Шоковый сценарий вполне реален»: российской экономике предсказали тяжелые времена

Счетная палата России подготовила два сценария развития российской экономики в 2020-2023 годах, один из которых оказался шоковым. Предполагается, что, если вторая волна коронавируса окажется более тяжелой, с повторным введением ограничительных мер в России и Европе, в 2020 году сокращение ВВП составит не 4,2 процента, как при базовом варианте, а 4,8. «Вечерняя Москва» поговорила с экономистом Алексеем Кореневым, оценившим вероятность негативного варианта. Эксперт рассказал, насколько падение ВВП на 4,8 процентов окажется критичным для России.

«Шоковый сценарий вполне реален»: российской экономике предсказали тяжелые времена
© Вечерняя Москва

— То, что сейчас происходит в Европе, действительно, кажется намного более опасным, чем весенние события. В Бельгии, Чехии наблюдается сумасшедший всплеск заболеваемости, крайне тяжелая ситуация в Италии, Испании, страны вводят все новые ограничения. Но стоит обратить внимание на то, что большинство мер по-прежнему касаются социального дистанцирования, ношения средств индивидуальной защиты и прочего. Государства стараются даже в таких условиях восстанавливать экономику. Шведский вариант показал, что остановка всех производств несет больший вред, чем грамотные действия по нераспространению заболевания, потому многие страны сейчас идут именно этим путем, санитарно-эпидемиологическими ограничениями, но не остановкой производств, — считает эксперт.

Того же формата пытается придерживаться и Россия – главное положительное отличие от того, что происходило в стране весной, это отсутствие ограничений в работе ритейла, тяжело сказавшееся на экономике. Даже сферу развлечений не закрыли, а только ограничили.

— Наша страна резко отличается от Европы и США. Это можно назвать отсталостью экономики, как угодно, но факт в том, что сфера услуг у нас составляет всего 20 процентов ВВП, тогда как в развитых странах это порядка 50 процентов. А именно сфера услуг оказалась самым пострадавшим сегментом экономики – сельское хозяйство как работало, так и работает, то же с тяжелой промышленностью. В этом плане нам проще, чем Западу, потому что большая часть российского ВВП приходится на другие источники формирования дохода, именно за счет этого мы остаемся конкурентными в условиях пандемии, —замечает экономист..

Шоковый сценарий Коренев посчитал вполне реальным. Правда, отметил, что худший вариант развития событий предполагает, что российское здравоохранение может не справиться с большим количеством заболевших, что повлечет более серьезные ограничения. Однако за время пандемии отечественная медицина успела подстроиться под изменившийся формат, медики научились работать со сложными пациентами, грамотно распределять их по стационарам:

— Весной мы наработали колоссальный опыт и научились его применять, так что есть надежда на отсутствие необходимости ввода жестких ограничений в два оставшихся месяца 2020 года. Другое дело, что начало 2021 года пока выглядит довольно туманным – в три зимних месяца пандемия может стать более серьезной из-за более благоприятных условий для распространения вируса. Надеюсь, до конца 2020-го мы не успеем попасть в такую критичную ситуацию и ограничимся падением ВВП в 4,6 процентов.

Но даже такой «благоприятный» сценарий может очень дорого даться нашей стране. Эксперт объясняет, что, в силу своеобразности структуры экономики России, она не способна расти больше, чем на 2-2,5 процента в год. Конечно, были годы и с более высокими показателями, однако обусловлено это было независящими от нас факторами вроде отсутствия санкций или роста цен на нефть.

— Главный источник дохода России — экспорт энергоресурсов, потому мы крайне зависим от событий, происходящих в мире, каждая десятая доля падения ВВП означает лишние кварталы, необходимые для восстановления. Восстановиться быстро могут Китай, США – у них развитые, диверсифицированные экономики, потому и спады им не так страшны.

Для среднестатистического россиянина падение ВВП на, казалось бы, такие незначительные 4,2-4,8 процентов, разумеется, тоже не сулит ничего хорошего. Главной переменой, которую заметят многие, Коренев называет снижение реальных доходов, потерю работы, сокращения, переводы на неполный график работы, падение уровня жизни, а также увеличение числа безработных на сотни тысяч человек.

Читайте также: На доллар надежды мало: россиянам предсказали проблемы с деньгами и тяжелый 2021 год