Гражданин Узбекистана не может получить паспорт РФ из-за проблем со здоровьем
Гражданин Узбекистана Валерий Косаруков уже восемь лет пытается получить российский паспорт. В начале 2000-х он переехал из Ташкента в Тульскую область. Трудоустроился, женился на гражданке РФ. В процессе сбора документов для оформления гражданства Валерий был направлен на медкомиссию, где ему поставили диагноз туберкулёз. Это послужило причиной для отказа в приёме заявления на выдачу российского паспорта. Почти год он лежал в больнице и не смог продлить регистрацию. Из-за этого нарушения его депортировали в Узбекистан. Через некоторое время он вернулся в Россию и ещё раз подал документы на гражданство, но ему вновь отказали. Как сообщили RT в МВД, Косарукову необходимо предоставить медицинские документы об излечении от туберкулёза. В этом случае он будет иметь право на получение российского паспорта.
49-летний Валерий Косаруков родился в городе Ташкент Узбекской ССР в русской семье. Предки по материнской линии были из Рязани, отец из Грозного. По словам мужчины, в 1990-х в стране притесняли русских, поэтому он решил переехать жить в Россию.
«Жить становилось всё тяжелее и даже опаснее, — рассказывает Валерий. — Помню на стенах домов надписи краской: русские — в Рязань, татары — в Казань. В 2000 году я уехал из Узбекистана».
Сначала Валерий занимался в Москве ремонтом квартир. Позже познакомился с будущей женой Натальей — гражданкой РФ. Они стали жить вместе в городе Щёкино Тульской области. В августе 2009 года пара расписалась. Прожив в браке более трёх лет, Валерий получил возможность подать документы на гражданство в упрощённом порядке.
Диагностировали туберкулёз
Первый раз Валерий пошёл подавать документы в 2012 году. Миграционной службе помимо прочих бумаг требовалась справка о состоянии здоровья. Во время прохождения медкомиссии у мужчины выявили туберкулёз.
«Туберкулёз у меня развился на фоне пневмонии, которой я переболел на ногах. Работал и не мог уйти на больничный. С таким заболеванием российское гражданство не дают. Я лёг в больницу, чтобы вылечиться и в итоге провёл там девять месяцев», — говорит Косаруков.
За это время у него истёк срок регистрации. Из-за тяжелой финансовой ситуации в семье Валерий попросил перевести его на амбулаторное лечение, чтобы была возможность работать.
Во время одной из поездок в Москву на заработки, его остановили сотрудники патрульно-постовой службы для проверки документов. Увидев, что регистрация была просрочена, его отправили в РОВД.
«У меня не было с собой телефона, чтобы связаться с женой, — вспоминает Валерий. — На суде, не разбираясь, за несколько минут вынесли решение о моей депортации, после чего я несколько недель провёл в пересылочном пункте, где не было лекарств, которые мне необходимо было принимать, мне не оказывали медицинскую помощь. Было очень холодно, я начал промерзать. Перед новым годом меня посадили в самолёт и отправили в Узбекистан».
В Ташкенте мужчина остановился у сестры. Почти год не мог найти работу. Кроме того, по словам Косарукова, ему не оказывали необходимую медицинскую помощь.
На свой страх и риск
По достижении 45 лет Валерий обратился в паспортный стол, чтобы поменять паспорт на новый и попросил изменить имя и фамилию. Ранее он был Виталием Викторовичем Мироновым. Документ с новыми данными ему выдали и, не дождавшись окончания срока депортации, Валерий въехал в Россию, где его ждала жена.
«Я на свой страх и риск вернулся назад в Россию под новыми именем и фамилией, потому что под старыми меня бы не пустили, — объясняет Валерий. — Но тут у меня супруга мучилась одна всё это время. Она потеряла работу и тоже перебивалась кое-как. На тот момент у неё на иждивении были несовершеннолетний сын от первого брака и младший брат. Плюс ко всему мне надо было лечиться».
Валерий сделал регистрацию и обратился в ту же больницу, где ранее проходил лечение. Врачи его тут же госпитализировали. Требовалась срочная операция на оба лёгких.
Валерий перенес две операции подряд, так как после первой открылось внутреннее кровотечение. Длительное время он лежал в реанимации. За это время регистрация опять подошла к концу.
«Мне пришлось в таком состоянии выехать в Казахстан, чтобы заново оформить её», — говорит Косаруков.
Вылечившись, в 2017 году мужчина вновь пришёл в миграционное управление в городе Щёкино Тульской области подавать документы на гражданство. После того, как сотрудники ведомства посмотрели информацию по нему в базе, они попросили прийти на следующий день.
«Когда я пришёл, меня допросили и взяли подписку о невыезде, и в этом подвешенном состоянии я нахожусь до сих пор, — объясняет Валерий. — Я не знаю, зачем брали подписку. Копию на руки не выдали. Никаких дел против меня нет, я не собирался и не собираюсь уезжать из России, моя Родина здесь. Из Узбекистана я выписался, но документы у меня принимать отказываются. На данный момент я оказался в патовой ситуации и не знаю, что мне делать. У меня есть работа, есть жильё, а документы оформить не получается. Если у вас не получится мне помочь, я уже махну рукой и не буду пытаться».
В заключении о состоянии здоровья Косарукова написано, что ему рекомендовано оформлять инвалидность и быть под постоянным наблюдением врачей, чтобы не было рецидива болезни. Без паспорта справку об инвалидности он получить не может.
Решение подлежит отмене
Как пояснили RT в пресс-службе МВД России, Косаруков включен в список лиц, въезд которым в Россию не разрешен, в связи с принятым в отношении него Роспотребнадзором решением о нежелательности пребывания в стране.
«Таким образом, наличие у гражданина ограничения на въезд в Российскую Федерацию является основанием для отказа ему в выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство и отклонения заявления о приёме в гражданство Российской Федерации», — комментируют в ведомстве.
При этом в МВД сообщили, что, согласно Постановлению Правительства РФ от 5 мая 2018 года N 551 «О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровья населения», решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении соответствующими медицинскими документами факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.