Facebook на коммерческой основе дезинформирует пользователей
Проект «Журналистика и Пандемия» представил результаты опроса журналистов об изменении рынка массмедиа в условиях коронавируса. Первые выводы, основанные на ответах более чем 1400 англоязычных журналистов, стали одновременно и поразительными, и тревожными.
Согласно исследованию, во время пандемии основными направлениями работы журналистов стали борьба с психологическими кризисами, угрозами к физической безопасности, с атаками на свободу прессы и высокий уровень дезинформации.
Именно дезинформация стала главной проблемой современной журналистики. Так, было выяснено, что 46% опрошенных назвали политиков и высоких должностных лиц главным источником дезинформации. Более 80% опрошенных считают, что сталкиваются с дезинформацией по крайней мере раз в неделю, а больше четверти из них – ежедневно. При этом треть опрошенных журналистов заявили, что полевые репортеры не были снабжены средствами защиты во время первой волны пандемии.
При этом социальная сеть Facebook была определена как самый активный распространитель дезинформации. О причинах этого явления в комментарии для «Слово и Дело» рассказал российский журналист Константин Семин.
Источник фото: Невские Новости - Михаил Прошутинский
По его мнению, это связано с тем, как в целом организован рынок информации и массмедиа.
«Поскольку в целом уровень образования в обществе неуклонно снижается, востребованными оказываются различные сплетни, слухи, мракобесные версии о том, что происходит, теории заговора и так далее, тому подобное. Там, где отступает рациональное мышление, когда в обществе перестает быть востребованной наука, информационное поле заполняют суеверия. Наука и образование всегда идут рука об руку: где нет образования, нет науки. Сегодня ученых зачастую воспринимают как сумасшедших», — считает журналист.
Аудитория часто обращается к неподтвержденным источникам, эмоциональным или грубым сплетням потому, что действительно серьезная наука – это нелегкий материал. Читать «желтые» материалы – намного интереснее и приятнее, чем вчитываться в научный материал.
«До Революции это наблюдалось в распространении всевозможных сект, сплетен, распутинщины и так далее. Сейчас это возвращается. А, поскольку спрос аудитории должен кто-то удовлетворять, то нередко журналисты, даже те из них, кто не разделяет такие воззрения и теории, тем не менее следуют за рыночной конъюнктурой».
Источник фото: pixabay.com -
Из-за этого появляются издания «желтого» толка, и все более активное распространение неподтвержденной информации в социальных сетях, особенно в Facebook.
«Может быть, они действительно распространяют дезинформацию, но они это делают на коммерческой основе, в надежде окупить свои расходы. А, поскольку это замкнутый круг, – чем ниже образование, тем больше востребованность всякой ереси, тем больше этой ереси на рынок и предлагается», — считает Константин Семин.
В условиях пандемии человечество действительно столкнулось с тем, что недостаток элементарных знаний порождает доверие к мифам и дезинформации – даже среди журналистов. Тот факт, что представители СМИ это осознали, дает надежду на то, что Facebook перестанет быть площадкой для культивирования и пропаганды лженаучных фактов, что так опасно в наши дни.
«Часто соцсети выступают лишь средством доставки заблуждений от производителей к потребителю. Дело в том, что в обществе, в котором научный подход и материалистическое отношение к миру в принципе в загоне и не в почете, дезинформация всегда будет востребована. Человеку всегда нужно объяснять, что с ним происходит. И если нет минимальных знаний по биологии, по химии, по физике, то рано или поздно появится какой-нибудь блогер и расскажет байки про коронавирус или, допустим, вышки 5G», - считает эксперт.
Тем не менее осознание журналистами проблемы – это первый шаг к ее решению. Возможно, это позволит Facebook жестче контролировать поток вредной для общества дезинформации, особенно о коронавирусе. Ведь в этом случае любая непроверенная или ложная информация могут стоить жизни.