Иностранные компании обеспокоены слишком частыми изменениями в российском законодательстве
МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Иностранные компании, работающие в России, обеспокоены слишком частыми изменениями в госрегулировании: по их мнению, они негативно влияют на инвестиционную привлекательность страны. В то же время 92% международных компаний считают Россию стратегическим рынком, а более половины намерены увеличить свое присутствие в стране, говорится в исследовании "Международный бизнес в России", подготовленном компанией EY в преддверии заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ) при поддержке Минэкономразвития РФ (есть в распоряжении ТАСС).
"Регулярное обновление законодательства необходимо, чтобы соответствовать требованиям времени. Однако иностранные инвесторы обеспокоены тем, что это происходит слишком часто. 50% участников опроса сообщили, что постоянные изменения в регулировании негативно влияют на инвестиционную привлекательность России", - говорится в исследовании EY. "92% международных компаний, принявших участие в опросе, считают Россию стратегическим рынком. Высокая оценка России иностранными инвесторами не зависит от краткосрочных изменений в экономике и выросла на один процентный пункт по сравнению с опросом, проведенным в прошлом году", - говорится в исследовании.
"По мнению принявших участие в опросе международных компаний, трудовые отношения, налогообложение и финансовое регулирование входят в топ-3 наиболее проработанных областей российского законодательства. А к списку примеров позитивных изменений респонденты отнесли регулярную гильотину и отмену устаревших нормативных актов, развитие трудового законодательства, в частности эксперимент по использованию электронной цифровой подписи в кадровом документообороте; появление специального налогового режима для самозанятых граждан; разработку законодательства в сфере защиты капиталовложений", - сказал управляющий партнер EY по странам СНГ Александр Ивлев, слова которого приводятся в исследовании.
Исследование проведено в августе-сентябре 2020 года и охватывает представителей 62 международных компаний, в том числе 49 компаний, входящих в состав КСИИ. Участники опроса представляют все сектора экономики. Средняя выручка участников исследования по России составила $1,1 млрд в 2019 году. Средняя численность сотрудников - 3,1 тыс. человек.
"Результаты опроса показывают, что Россия - один из стратегических рынков для 92% компаний, принявших участие в исследовании. Пандемия, волатильность цен на сырье и макроэкономическая нестабильность не сильно повлияли на их позицию. Доля компаний, которые называют Россию стратегическим рынком, стабильно высока и немного выросла по сравнению с прошлым годом", - сказал Ивлев.
Увеличить присутствие и нарастить инвестиции
Более половины участников опроса (53%) сказали, что собираются увеличить присутствие в России в ближайшем будущем, а в ближайшие пять лет международные компании намерены инвестировать в экономику страны $5 млрд.
"Чаще всего о таких планах заявляли азиатские компании и компании из отрасли энергетики и природных ресурсов, которых привлекает большая ресурсная база, постепенное восстановление цен на сырье и, для компаний из Азии, отсутствие жестких санкционных ограничений. 56% респондентов планируют выводить новые продукты и услуги на российский рынок, а расширение производства на территории России в планах у 42% компаний", - говорится в материалах EY.
Больше других в российскую экономику инвестируют компании из отрасли энергетики и природных ресурсов, где на одну компанию пришлось почти $9 млрд прямых инвестиций, отмечают авторы исследования. "За следующие пять лет международные компании, участвовавшие в опросе, рассчитывают инвестировать в Россию $5 млрд. При этом многие компании затруднились назвать точную сумму, что связано с неопределенностью из-за пандемии и пересмотром ранее намеченных планов.
Участники опроса назвали США, Германию и Казахстан самыми важными экономическими партнерами бизнеса в России. Сохранение роли США как ключевого партнера в России отметили 16% компаний. Еще 10% респондентов назвали Германию ключевым партнером российского бизнеса. Важность Казахстана отметили 10% международных компаний.