"Проблема репрезентативности стоит остро": эксперты выяснили, стоит ли доверять соцопросам в сети

27 июля Ассоциация НОМ провела образовательную онлайн-площадку, в ходе которой эксперты обсудили проблему изучения общественного мнения в период электоральных процессов на площадке соцсетей: насколько репрезентативны такие показатели и каковы угрозы при их интерпретации манипуляторами. В качестве модератора образовательного онлайн-лектория НОМ приняла участие член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ Алёна Булгакова. Доктор социологических наук, профессор Самарского государственного экономического университета, президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский рассказал о проблемах, связанных с проведением социологических опросов на площадке Интернета: "Есть особенность: всегда присутствует группа потребителей, которые не находятся в сети, в этом случае проблема репрезентативности всегда встаёт очень остро". Вместе с тем, эксперт отметил, что при проведении такого вида опроса необходимо учитывать специфику ресурса и той аудитории, которая его использует. В целом, по мнению Владимира Звоновского, интернет-опросы – рабочий метод изучения общественного мнения, однако есть большие вопросы, связанные с репрезентативность его результатов. Член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт НОМ, кандидат социологических наук Антон Лукаш поделился экспертным мнением о проблеме интерпретации итогов социологических опросов манипуляторами в сети: "Манипуляция основана на доверии людей к цифрам, фактам, графикам. Внешне выглядит всё абсолютно достоверно. В медиасреде работают ботофермы, их критерии общеизвестны: начиная с анонимных аккаунтов, взрывного комментирования и так далее". В вопросах электоральных процессов, сообщил эксперт, действуют боты технические и "спамеры", которые накручивают лайки и репосты, засоряют контент. О негативных последствиях распространения фейков в сети Антон Лукаш отметил, что возникает угроза дискредитация социологии в массовом сознании, её замена новыми методами в фейк-маркетологии: от сказанного с условием до сказанного без условия. В данном контексте, по мнению спикера, необходимо формировать практику открытого диалога и отслеживания бот-атак в Интернете. "В этом случае манипулятор не выдержит такого тона", - заключил эксперт НОМ.