Войти в почту

Задача увеличения темпов экономического роста поднимает вопрос структурных реформ

Безусловно, России непросто достичь темпов экономического роста, которые будут превышать среднемировые показатели – считает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. В России стоит задача убыстрения экономического роста Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что у России имеются ресурсы для достижения необходимых темпов развития экономики, несмотря на негативную внешнеполитическую конъюнктуру и прочие объективные трудности. Что это за темпы, сказать несложно – это, как минимум, диапазон роста российской экономики в 3-4 процента годовых, который позволит России идти в ногу с показателями мирового хозяйства. Например, эксперты МВФ оценивают перспективы роста глобальной экономики в 2019 году в 3,2 процента годовых, а в 2020 году – в 3,5 процента годовых, отсюда и разговор о данных цифрах. В то же время, в 2018 году рост глобальной экономики составил 3,8 процентов, поэтому перед нами определенное замедление, но в рамках этой темы существует еще один немаловажный аспект, а на кого нам здесь равняться – на развитые или развивающиеся страны. Если взять оценки исследовательской компании Euromonitor, то развитые страны в 2018-19 годах должны вырасти примерно на 2 процента в год, а развивающиеся – на 5,1 процента. Так что, чтобы быть наравне с государствами БРИКС, России необходимо расти сильнее. «На сегодняшний день в России существует консенсус, что потенциальные темпы роста российской экономики не превышают 1,5-2 процентов в год, причем жесткость структурных ограничений из-за этого только усиливается», - констатирует Масленников. Как замечает эксперт, пока данный показатель имеет тенденцию к снижению, что отмечает и российское экспертное сообщество, поэтому если в текущей ситуации мы в этом и следующих годах покажем 2 процента роста, то это надо будет считать большим успехом. «Тем не менее, перед нами стоит серьезнейшая задача значительного ускорения темпов экономического роста по той причине, что если они у нас меньше 2,5-3 процентов, то в России обязательно возникнут проблемы с устойчивостью исполнения социальных обязательств. Так что, перед нами не прихоть, не политический лозунг, а прямая государственная необходимость», - заключает Масленников. По этой причине, ускорение экономического развития России обязательно, а что касается цифрового выражения, то это количественный символ. Понятно ведь, что мы бы хотели расти, как можно быстрее, но в России действуют на это определенные лимиты. России нужно научиться использовать внутренние резервы «Очевидно, что нам нужно строить новую модель экономики и переходить на иной тип экономического развития. Есть ли для этого ресурсы? Ну в принципе, для того, чтобы выйти на эту траекторию, у нас есть необходимое число факторов. Во-первых, это существенные активы, накопленные государством, которые дают нам сегодня ощущение финансовой стабильности», - резюмирует Масленников. Данное обстоятельство говорит о том, что решение о формировании резервных фондов, принятое в России после того, как в августе 1998 года в нашей стране случился дефолт, является правильным и дает нам возможность справляться с современными трудностями. «Кроме того, благодаря этому у нас точно существует необходимый объем средств для финансирования национальных проектов, которые начнут сказываться на росте российской экономики через пару лет, а 2019 и 2020 годы мы «проскочим без них». После этого наши национальные проекты должны добавить что-то ощутимое в темпы экономического роста», - констатирует Масленников. Впрочем, такой эффект не надо переоценивать – национальные проекты поначалу дадут только 0,2-0,3 процента дополнительно, поэтому они не могут служить тем драйвером, который доведет темпы экономического роста в России до целевых показателей. «Условия для убыстрения экономического роста у нас есть, но их нужно выстроить, а проблема заключается в том, что за полгода темпы прироста прибыли в реальных секторах российской экономики составили 20 процентов, а инвестиции за те же самые полгода выросли на 0,6 процента. В итоге инвестиционный потенциал в России имеется, но он не задействован», - заключает Масленников. По словам Никиты Ивановича, здесь присутствуют проблемы в законодательной сфере – законопроект о поощрении капиталовложений уже дважды переписывался, но в последнем своем варианте он не был даже обсужден на уровне российского правительства. «И здесь важна оценка первого заместителя председателя правительства РФ министра финансов РФ Антона Силуанова, что в данном вопросе заложены опции, позволяющие на порядок увеличить частные инвестиции в российскую экономику», - резюмирует Масленников. Разговор здесь идет о средствах, которые «на треке» до 2024 года доведут частные инвестиции в российскую экономику до суммы где-то в 3 раза превышающей объем государственных вложений в национальные проекты, поэтому перед нами стратегически важный вопрос. «Для этого нужно создать соответствующие стимулирующие условия, которые на практике представляют собой совершенно иную деловую среду, о чем также очень давно говорят многие российские экономические эксперты», - констатирует Масленников. Все это в очередной раз подтвердило тот факт, что вопрос роста российской экономики упирается в структурные реформы.

Задача увеличения темпов экономического роста поднимает вопрос структурных реформ
© ФБА "Экономика сегодня"