«Настроения полны пессимизма». Больше половины россиян не ждут скорого завершения кризиса
Исследование потребительских настроений провела компания GfK, результаты на своем сайте она опубликовала 22 мая. Первыми на них обратили внимание «Ведомости». «После недолгого периода оптимизма и надежд, потребительские настроения в 2019 полны пессимизма», — резюмирует GfK. Как утверждает компания, 53% россиян полагают, что последствия нынешнего кризиса в стране будут ощущаться еще долго – четыре года и более. В 2015-м и 2017-м граждане были чуть более позитивны: четыре года назад в длительный кризис верили только 29%, два года назад эта цифра была уже на уровне 44%. Почти четверть опрошенных – 24%- заявили GfK, что в ближайшие пять лет экономические условия в стране только ухудшатся. Доля тех, кто думает, что условия улучшатся, составила 20. В то, что ситуация останется без изменений, верят 38%. 16% опрошенных заявили GfK, что их финансовое положение за 12 месяцев улучшилось, 29% — что ухудшилось. Надежды на улучшение своего финансового состояния выразили 23% опрошенных. Треть россиян считает, что в стране сложились плохие экономические условия, хорошими их назвали 27% участников исследования. О том, что «кризис коснулся меня лично», заявили в этом году 53% респондентов (максимум был в 2017-м – 55%, четыре года назад таких было 43%). После пика кризиса в 2015 году у россиян была надежда на улучшение ситуации, но пока она на потребительском уровне не реализовалась, прокомментировал результаты опроса гендиректор GfK Александр Демидов. Компания предположила, что происходит «накопление усталости потребителей» и растет доля тех, кого затронул кризис. Вместе с тем, россияне готовятся к потенциальному ухудшению ситуации: все больше респондентов заявляют о намерении отказаться от дорогостоящих покупок, если их материальное положение ухудшится, утверждают в GfK. Конкретных цифр компания, впрочем, не называет. Что говорят эксперты Рост ощутивших кризис заметили и в РАНХиГС: в апреле об ухудшении ситуации заявили 33,3% граждан, что почти на 4% больше, чем год назад, пишут «Ведомости». Вместе с тем, выросла и доля тех, для кого ситуация улучшилась – 14,7% против 13,9%. В «Левада-центре» заметили, что индекс потребительских настроений до сих пор не вышел на докризисные показатели, поэтому, считают исследователи, «говорить о выходе из кризиса 2014 года пока нельзя». Главный экономист ING Дмитрий Долгин заявил газете, что пессимизм россиян связан в основном с динамикой доходов. По данным Росстата, они продолжают падать. Такого длительного снижения в течение пяти лет в новейшей истории России не было, полагает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. На настроениях россиян сказывается и отсутствие сбережений: по данным РАНХиГС, у 69,1% россиян вообще нет сбережений, у 19,8% они незначительны, указывают «Ведомости». Долгин добавил, что население активно берет кредиты. Экономика на грани рецессии, полагает Тремасов. На небывало низком уровне находится и индекс потребительского доверия. За последние годы снизилась доля россиян, которые ожидают «отличных» или «хороших» финансовых перспектив на ближайшие полгода, а также на треть сократилось число потребителей, готовых тратить деньги, показало исследование The Conference Board и Nielsen. Индекс потребительского доверия россиян достиг исторического минимума