Три беды. Проблемами стали дороги, расстояния и ЖКХ

Росстат продолжил публикацию своих исследований, основанных на опросах 60 тысяч домохозяйств, и расставил рейтинги недовольства в порядке убывания. Опрос проходил во второй половине сентября прошлого года (результаты опубликованы 31 марта 2019-го). Надо заметить, что лето и осень 2018 года были в Европейской России довольно комфортными по погоде, и потому результаты опроса если и не удивляют, то несколько настораживают из-за того, что за этим временем года последовали долгая зима и довольно холодная весна. А это означает, что сейчас ответы на те же вопросы прозвучали бы, наверное, еще негативнее. С точки зрения психологии респондентов это понятно. В то же время ответы, скорее всего, носят объективный характер, дающий представление о том, как воспринимают действительность в бытовом ее выражении наши соотечественники. А представляют они ее так: самой большой бедой для себя считают неустроенность дорог и их небезопасность (62,9%). Из их числа наибольшее недовольство этими обстоятельствами исходит от пенсионеров — 67,3%, а от прочих возрастов — 61,2%. В этом нет ничего удивительного, потому что пенсионеры чаще других пользуются общественным транспортом, являются пешеходами там, где нет тротуаров и безопасных переходов. Они нередко сопровождаются малолетними внуками, и их беспокойство совершенно естественно. При этом подавляющее большинство опрошенных не стало бы отказываться от места проживания — в городе или селе. Их оказалось 90%, но 75% из них пожаловались на неудовлетворительные условия. Личным автотранспортом обладает 28% населения. Согласитесь, это не слишком много, так как теперь считается, что без своего автомобиля прожить трудно по целому ряду серьезных причин. Разумеется, есть исключения, но они, скорее, носят частный, а не объединяющий характер. Что-то вроде отказа от телевизора или компьютера в своем доме. 74% опрошенных чаще пользуются общественным городским и пригородным транспортом, но некоторые из них попадают и в категорию автомобилистов. Таким образом, респонденты могут объективно оценить состояние дорог и их безопасность. Мы занимаем в мире 104 место по смертным случаям в ДТП. Правда, следует учитывать климатические условия. Ведь не везде зима столь же продолжительна, а дороги опасны. Да и размер национальных территорий имеет определяющее значение. Как ни странно, ответы на вопрос о состоянии дорог и их безопасности находятся в логической связи со следующей проблемой, которую респонденты назвали второй бедой. Они пожаловались на то, что место их проживания слишком удалено от пунктов отдыха и ежедневного досуга. Таких оказалось 38,4%. Из их числа это серьезная проблема для многодетных семей (44,5%) и сельских жителей — больше 50% из них недовольны именно этими обстоятельствами. Мало того, что дороги неустроенные и опасные, по ним утомительно добираться до клубов, кинотеатров, театров и торговых центров с целым перечнем развлечений. Вполне понятное недовольство для тех, кто обращает внимание на огромный трафик автомобилей в выходные дни из пригородов в большие города и кто знает, насколько узко и некачественно представлена досуговая часть жизни в малых селениях. «Не хлебом единым…» — говорит пословица, основанная на продолжительном опыте цивилизаций. И, наконец, третья беда — организация жилищно-коммунальных хозяйств (ЖКХ). 37,2% респондентов считают ее неудовлетворительной. Во все времена, независимо от экономической формации, у нас эта область деятельности в лучшем случае изображалась в карикатурных формах, отражающих всю абсурдность ее функционирования. Экономика претерпела изменения, а ЖКХ не только не изменилось в лучшую сторону, по мнению опрошенных, но еще и приобрело дополнительные раздражающие черты. Разумеется, есть значительные исключения в оценках, но все же более трети опрошенных, а это ведь не менее 22 тысяч домохозяйств, выразили свое резкое недовольство. Среди них 39,4% — семьи с детьми-инвалидами и 39,8% — работающие пенсионеры. Именно эти категории людей чаще других сталкиваются с проблемами неустройства общественного быта, за который отвечают работники ЖКХ: в первую очередь пандусы в подъездах, безопасные и ухоженные детские площадки, развитая бытовая инфраструктура, шум во дворах, насыщенность территорий запаркованным транспортом, зеленые посадки, закусочные, дешевые продуктовые магазины с удобным временем работы и удовлетворительным снабжением, банковские услуги в шаговой доступности, включая банкоматы, и прочее. Все это формирует ощущение комфорта или, напротив, раздражающего дискомфорта. Правда, не всегда зависит от местных контор ЖКХ, но они ближе всех к жильцам, потому и вынуждены терпеть претензии. Источник фото: РИА «Новости» Это три основные беды. В затылок им дышат и другие проблемы. Например, 37% (это почти столько же, сколько в показателях первой тройки) остро недовольны состоянием окружающей среды. Ничуть не странно, что жители мегаполисов называют эту проблему на 23% чаще, чем сельские жители. Правда, последнее время забота о сохранении и даже выстраивании новых парковых зон заметно возросла. Но это происходит в основном в более или менее крупных городах, а не в тех, которые вытянуты вдоль оживленных федеральных трасс, а их тылы застраиваются разного рода предприятиями за счет вырубания лесов и занятия луговых территорий. Не до всех сел и деревней это дошло, и потому там недовольства заметно меньше. Около 35% возмущены отсутствием доступных спортивных комплексов для обычной оздоровительной физкультуры или командных игр. Земля, как известно, дорогая, и под такие бесплатные сооружения администрация районов не желает отрезать самые лакомые куски. Дело в том, что стадион или подобный спортивный комплекс может расположиться только в экологически чистом месте, а не рядом с чадящими трассами и заводами. Но эти территории привлекательны и для застройщиков жилой недвижимости, которой очень выгодно торгуют. Вот этот конфликт интересов, скорее всего, и отразился в опросе по поводу недостатка спортивных зон. К алкоголизму с прежним раздражением относятся 32% опрошенных. Это довольно устойчивая цифра, так как сам вопрос предполагает ответ. Не стоит даже комментариев. То же самое касается наркомании (17,8%). Более 19% назвали проблемой вандализм. С этим невозможно не согласиться, так как он произрастает на почве бескультурья, духовной нищеты, пьяного уличного хулиганства и незанятости юного населения. Иными словами, косвенно, а во многих случаях даже прямо связан с недовольством по поводу отдаленности досуговых центров и отсутствия должного количества доступных спортивных сооружений. Преступностью обеспокоены только 8,3% населения. 90% заявили, что чувствуют себя в безопасности. Возможно, потому что лихие 90-е минули, а рекрутов тогдашняя разнузданная уголовщина не успела набрать. Многие ушли служить в силовые структуры, принимать участие в продолжительных военных конфликтах, а не дворовых драках с незаконным оружием. Изменился общественный фон оценок социального статуса, другими стали деловые нагрузки. В традиционную преступность идут лишь самые ущербные личности. По мнению экспертов, уголовная преступность теперь расположилась в киберпространстве и бизнесе. Там, по мнению многих, легче и безопаснее заработать «нечистые» деньги, чем отнять что-то у случайного прохожего, у которого далеко не всегда в кармане вообще что-то есть, кроме зарплатной карточки и мобильного аппарата. Но это все же аргументы лишь некоторых экспертов, потому что официальная уголовная статистика заметного спада преступности, включая уличную, не подтверждает. Статистические данные получены из материалов Росстата и публикации РБК. Андрей Бинев, журналист, аналитик