Хлеб, а не пирожные. На чем чаще всего экономят россияне
Доля россиян, которые в борьбе с инфляцией вынуждены экономить на всем, кроме товаров первой необходимости, в этом году уменьшилась на 7 процентных пунктов (по сравнению с кризисным 2014 годом) и составила 25%, приводит данные опроса исследовательская компания «Ромир». В выборку вошли 1500 респондентов старше 18 лет из разных регионов страны. При этом россияне стали намного больше экономить на одежде и развлечениях, выяснили исследователи. Доля граждан, сокративших расходы в этих категориях, увеличилась за четыре года с 17% до 25%. Количество россиян, которые ограничивают себя в дорогостоящих покупках, не изменилась за четыре года — доля таких респондентов по-прежнему составляет 19%. Еще 15% опрошенных признались, что отказываются от некоторых продуктов питания, чтобы сбалансировать свой семейных бюджет. На еде чаще всего экономят люди старшего возраста, а на одежде и развлечениях — молодые люди. Меньше всего тратят граждане с низкими доходами — среди них 36% заявили о том, что им приходится следить за своими расходами. Среди граждан со средними доходами об экономии рассказали 19%. Из числа россиян с высокими доходами только 13% перераспределяют семейный бюджет в пользу продуктов или самых необходимых покупок, узнали социологи. Стали богаче? Люди могут меньше экономить на предметах первой необходимости и продуктах благодаря тому, что за последние два года динамика инфляции стабилизировалась, считает управляющий партнер Экспертной группы Veta Никита Жарский. Он отмечает, что в этот период темы роста инфляции замедлились, и уровень цен на товары первой необходимости и основные продукты питания не сильно изменился. По данным Росстата, инфляция в 2017 году составила 2,5%, что стало минимумом за последние годы в России. Для сравнения, в 2014 году был зафиксирован рост цен на 11,4%. По мнению директора клиентского департамента холдинга «Ромир» Ольги Гореловой, одной из главных причин того, что россияне стали меньше экономить на еде, стало увеличение числа промоакций в ретейле. «От 18 до 57% покупок (в зависимости от сегмента) делаются именно по специальной цене. Покупатель стал рациональнее, те или иные стратегии экономии выбирают даже представители группы с высокими доходами», — поясняет она. Кроме того, по словам Гореловой, в текущем году финансовое положение россиян несколько улучшилось по сравнению с предыдущими годами, что также позволило гражданам меньше экономить. «Мы фиксируем увеличение роста объема свободных денег в российских семьях», — упомянула эксперт. Хуже, чем кажется Опрошенные Forbes экономисты отмечают, что уровень доходов россиян по-прежнему находится в зоне слабого роста, поэтому рано делать выводы об улучшении финансового положения населения. В августе и сентябре Росстат зафиксировал падение реальных располагаемых доходов россиян. По данным ведомства, после плавного роста с начала года, в августе доходы граждан упали 0,9% в годовом выражении, а в сентябре — на 1,5%. По предположению исследователей РАНХиГС, доходы значительной части населения могут сейчас сокращаться, несмотря на позитивную статистику по росту зарплат. Если в предыдущие кризисы — 2008-го и 2014 годов — россияне реагировали на дестабилизацию экономики хаотично, «распаковывая» свои сбережения, то сейчас доставать из закромов уже нечего, и им приходится брать кредиты и займы. «У подавляющего числа россиян полностью исчерпаны сбережения. А поскольку обязательные расходы и платежи во многих случаях превышают совокупные доходы домохозяйств, то у таких людей, собственно, выбора особого нет: они залезают всё глубже и глубже в «долговые петли»», — объясняет эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский. Согласно данным ЦБ, объем выданных физическим лицам кредитов в октябре увеличился на 16,7%, рост портфеля розничных кредитов в основном происходил за счет необеспеченных потребительских ссуд и ипотечных кредитов. «Люди все чаще берут кредиты для того, чтобы покрывать дефицит доходов на предметы первой необходимости и обязательные платежи, а также для рефинансирования прежних кредитов», — говорит Рожанковский. Тот факт, что россияне стали больше экономить на развлечениях и одежде, свидетельствует о тяжелой ситуации с доходами населения, считает Никита Жарский. «Статья расходов на «одежду и развлечения» относится к категории non-essential» (расходы, не являющиеся жизненно важными), и их сокращение обычно отождествляется в той или иной экономике с характерными чертами глубокой экономической рецессии», — добавляет Рожанковский.