Наиболее «острый» период экономического кризиса в России позади, заявил ведущий эксперт-консультант Всероссийского центра изучения общественного мнения Олег Чернозуб. Такой вывод специалист сделал из результатов исследования потребительских возможностей и планов россиян, который провел ВЦИОМ. Согласно им, в 2017 году мобильный телефон приобрели 26% граждан страны, тогда как в 2015-м — лишь 14%, автомобиль — 11% (в 2015 — 6%), по 10% купили телевизор и сделали ремонт. Также россияне стали чаще путешествовать (9% против 5%) и платить за образование (9% против 4%). Кроме того, жители страны начали чаще планировать путешествия, учебу, ремонт и покупку квартир, автомобилей и так далее. По словам Чернозуба, все это свидетельствует о конце наиболее «острого» периода кризиса и «оживлении» потребительского поведения в России. Тем не менее эксперт отметил, что россияне предпочитают более дешевые варианты, чем раньше. В декабре минувшего года исследовательский холдинг «Ромир» пришел к выводу, что российский рынок труда в 2017 году вступил в период восстановления от кризиса. Согласно результатам его опроса, в прошлом году значительно (на 14%) сократилась доля поменявших работу россиян — 9%, а для все же решивших сменить работу или потерявших ее поиск новой не стал большой проблемой: 22% понадобилась на это неделя, 58% — 2-6 недель.