Шок-ситуация: инфляцию в Казахстане определяет опрос 1,5 тысячи человек
АСТАНА, 19 окт — Sputnik, Катерина Клеменкова. Опросы населения об ожидаемом уровне роста цен с января 2016 года проводит для Нацбанка компания "GfK Казахстан". Результаты этих исследований воспринимаются регулятором как истина в последней инстанции. Как узнают "мнение большинства" Опрос, который отражает мнение жителей всего Казахстана, проводится путем 20-ти минутного телефонного интервью, в которых ежемесячно принимает участие 1500 респондентов. Как пояснил Виталий Тутушкин, выборка охватывает взрослых людей разных возрастных групп. Однако на вопрос, по какому принципу отбираются респонденты, случайным образом или нет, директор департамента исследований и статистики НБРК ответить затруднился. "Мы не смотрим на то, как они получают информацию. Это компания, которая не просто так берет список телефонов, а имеет научные методы, о которых я не могу рассказать в деталях потому, что не специалист в этом вопросе. Судя по той информации, которую поставляют нам, у них выборка отражает структуру населения, как по полу, так и по возрасту, то есть это не только мужчины и не только женщины. Географическое распределение участников опросов также разнообразно – это и города Астана, Алматы и все областные центры", — пояснил Тутушкин. Он добавил, что, скорее всего, ежемесячно опрашивают больше чем 1,5 тысячи человек, но в исследование попадают ответы только 1,5 тысячи, то есть тех, кто удовлетворяет требованиям по выборке. Пол, возраст, национальность, занятость "Мне лично звонили и анкетировали, поэтому я могу из собственного опыта рассказать, как все проходит", — предложил Тутушкин. По его словам, анкетирование проходит не анонимно. С самого начала разговора интервьюеры уточняют полную информацию о человеке: пол, возраст, национальность, занятость и пр. "Позвонили, собрали сведения обо мне, занесли в анкету. Я сказал, что заказчик этого опроса и спросил, могу ли отвечать, мне ответили, что имею право", — рассказал Тутушкин. Затем интервьюеры задают вопросы о ценах и потребительских настроениях и предлагают несколько вариантов ответов на выбор. К примеру, могут спросить, как, по вашему мнению, росли цены на продукты за последний месяц? И предложить четыре варианта ответа: "быстрее, чем раньше", "также", "медленнее" или "вообще не росли". Так управляют инфляцией Эти ежемесячные опросы помогают Нацбанку управлять инфляцией – регулятор учитывает их в принятии решений по денежно-кредитной политике. "Конечно, прямое применение ответов не всегда позволяет применять их в рамках кредитно-денежной политики. Поэтому на основе получаемых ответов осуществляется расчет: мы приводим качественные ответы к количественной оценке ожиданий. И это дает хорошую картину ощущений потребителей", — сказал Виталий Тутушкин. Как выяснилось благодаря опросам GfK, инфляционные ожидания населения Казахстана чуть меньше реальной инфляции определяемой Нацбанком. Народ, как и регулятор, считает, что цены за год могут вырасти не более чем на 7% — 6,5%. Именно такой уровень инфляции уже определили казахстанцы, участвовавшие в опросах, на сентябрь следующего 2018 года. Стоит сказать, что регулятор оценивает работу GfK весьма положительно, абсолютно доверяет результатам и намерен продолжать заказывать опросы в следующем году. "У нас по правилам в случае наличия положительной практики с поставщиком, мы имеем право закупать услуги из одного источника", — заключила начальник отдела защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Ксения Калиева.