Гедонизм и неудовлетворенность: 10 вещей о молодых людях России, которые мы узнали в лектории ВШЭ
10 августа в летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Горького профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Иосиф Дзялошинский прочитал лекцию «Российская молодежь в лабиринте идентичностей: есть ли выход?», в которой пытался разобраться в том, как себя ощущают сегодня молодые люди в России. Корреспондент Time Out отправился туда и записал главные тезисы. Точно не известно, сколько в России людей, которых можно было бы назвать молодежью. Даже официальная статистика приводит разные цифры. В России принято считать, что молодежь — это люди в возрасте от 14 до 30 лет, и доля таких людей в стране может составлять от 24 до 40 процентов населения. Молодые люди не обладают автономностью. Они значительно зависят от других: от родителей, учителей, дворников и всех прочих. Им все время не хватает денег и они живут в кредит или просят помощи у родителей. У них есть высокая потребность доказывания собственной значимости — через демонстрацию своих успехов, например, спортивных достижений. Желание быть замеченным — главная проблема молодого человека (но это может продолжаться и после 30 лет и выражаться, например, в покупке большой машины или яхты). 50 процентов российской молодежи — это люди рабочие, которых мы почти не замечаем. Они мало получают, имеют низкую квалификацию и чаще всего не любят свою работу, на которую устроились по случайности. У этих людей высочайший уровень фрустрации. Еще 35 процентов — студенты ВУЗов и прочих учебных заведений, именно об этой части молодых людей чаще всего пишут. Про оставшиеся 15 процентов почти ничего не известно, кроме того, что это люди из стран бывшего СССР, с трудом поддающиеся учету. Российские исследователи в основном видят негативные стороны нашей молодежи. Они считают молодых людей некомпетентными (мало знают, плохо учатся, почти не читают), аморальными, социально инфантильными (не понимают отношения между социальными группами), иррациональными (не верят в науку и разум, но верят в животные страсти и в интуицию) и аполитичными (0,4 процента молодых людей участвует в политических акциях, то есть примерно столько людей участвуют в акциях Навального). Важно не осуждать молодых людей, а понять, почему так происходит. Вероятно, потому что наше общество так устроено, девать энергию молодого человека некуда. Нет социального лифта, нет хорошей работы, нет возможности быстро развиваться и реализовать себя. Нынешняя социальная среда и экономическая обстановка не дают молодым почувствовать себя востребованными, а значит они не видят смысла в том, чтобы тут укореняться, и не могут позитивно относиться к будущему. Молодые люди выбирают своими героями поп и рок-звезд, представителей золотой молодежи, успешных олигархов и героев телесериалов. Российская молодежь мало думает о собственной идентичности. Она не хочеть задаваться вопросами «Что это за страна?», «Кто эта элита, которая нами правит, и чего они хотят?», «Кто я такой в этой стране?», «Каким я хочу быть?», «Как я должен к этому относиться?» и так далее. Они склонны к гедонизму. Они стремятся радоваться жизни сегодня и сейчас. Согласно собственному исследованию ВШЭ, 10,6 процента считают себя гурманами и любят поесть. Только 1,1 процента молодых людей считают себя успешными, по данным собственного исследования ВШЭ. 10 процентов считают себя дружелюбными и добрыми, 7,6 процента — умными, 5,4 процента — красивыми, 5,3 процента — любознательными, 3,2 процента — ленивыми, 1,5 — ответственными.