Россияне застряли в кризисе
Символом уходящего года для наших соотечественников стал кризис, отмечает исследовательский холдинг Ромир, опросивший 1000 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Тяжелая экономическая ситуация в стране затмила для россиян все остальные события, как внутри России, так и за ее пределами. При ответе на вопрос Ромир о самых значимых для России событиях 2016 года мнения россиян разделились следующим образом. Каждый четвертый респондент (25%) назвал главным событием года кризис в стране. Еще 17% опрошенных этот год запомнился ростом цен и высокой инфляцией. Таким образом, у 42% россиян год ассоциируется с тяжелой экономической ситуацией. Каждый пятый россиянин назвал событием года продолжающуюся военную операцию в Сирии. И столько же отметили допинговый сандал. При этом выборы в Госдуму назвали самыми запоминающимися меньше всего — только 2% опрошенных. Однако наши сограждане не столь аполитичны, как может показаться. Политика их интересует. Отвечая на вопрос о самых главных событиях года в мире, более трети (36%) респондентов назвали избрание Дональда Трампа новым американским президентом, еще 30% — борьбу с «Исламским государством» (запрещено в России). Оценка Ромира оказалась близка той, что ранее дал Всероссийский центр изучения общественного мнения. ВЦИОМ еще в начале 2016 года зафиксировал рост беспокойства россиян относительно роста цен и экономической ситуации в целом. На это указали 23% опрошенных. Нет ничего удивительного в том, что кризис в сознании россиян вышел на лидирующие позиции. В прошлом году о кризисе и девальвации рубля говорили только 9% респондентов, опрошенных Ромир. А сейчас почти в пять раз больше. Примечательно, что надежды на этот год у россиян были довольно радужными. Треть россиян (33%) надеялись на улучшения в экономике в 2016 году, свидетельствует глобальный опрос Gallup (он был проведен в декабре 2015 года). Пессимистично были тогда настроены 27% наших соотечественников. При этом Россия оказалась на 21-м месте в общем рейтинге экономической надежды из 68 (против 27-го места в 2015 году). Кризисные ситуации в экономике настолько глубоко проникли в сознание россиян, что не раз меняли его потребительское поведение, отмечает президент Ромир Андрей Милехин. Если в кризисном 1998 году российский покупатель после советского дефицита безудержно насыщал свои потребности, ориентируясь на дешевые товары и не обращая внимания на бренд, то в 2008 году он становится более разборчивым, предпочитает брендовые товары. А вот после 2014 года, после нового витка кризиса, вызванного геополитической ситуацией, потребитель снова меняет свое поведение и переходит на рациональную модель потребления, выбирает более дешевые товары. «При этом 76% покупателей уверены, что кризис закончится, и закончится скоро — в 2017 году. Часть уже вновь приобретенных привычек покупателей сохранится и по окончании кризиса, что надолго изменит саму потребительскую среду», — отмечает Милехин. Пессимизм россиян относительно экономики немого уменьшился, но все еще значителен. Об этом также свидетельствует опрос Института статистических исследований НИУ ВШЭ. В третьем квартале улучшение личного материального положения заметили 8% респондентов, ухудшение — 40% (против 7 и 41% кварталом ранее). Ожидают улучшения 9%, ухудшения — 22% опрошенных. Заметно сократилось число тех, кто негативно оценивает изменения в экономике за год: с 63% до 52% опрошенных. Пессимисты скорее правы, считает директор Центра конъюнктурных исследований института ВШЭ Георгий Остапкович. «О восстановлении уровня жизни населения речи в ближайшее время не идет: реальные располагаемые денежные доходы населения падают уже два года, и интенсивность этого процесса не снижается», — говорит он. Реальные располагаемые денежные доходы в ноябре 2016 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 5,6%, за десять месяцев — на 5,8%, по данным Росстата. А улучшение настроений, по мнению Остапковича, связано с тем, что часть россиян адаптировалась к условиям «новой реальности».