Доверять и не проверять. Социологи отвечают за достоверность результатов анкетирования
Аренду жилья как способ улучшить жилищные условия рассматривает каждый пятый житель страны. Самые популярные города — Москва и Санкт-Петербург. Таковы данные опроса, которые в понедельник, 21 ноября, опубликовал Всероссийский центр исследования мнений (ВЦИОМ). Специалисты этого ведомства также выяснили: большинство горожан доверяют опросам и считают, что они отражают реальное мнение. Как же на самом деле составляются итоговые данные исследований — в эфире сетевого вещания «ВМ» рассказали эксперты-социологи. Верить или не верить результатам опросов — личный выбор каждого человека. Однако, по словам руководителя Управления социально-политических исследований ВЦИОМа Кирилла Родина, крупные компании дорожат своей репутацией. Поэтому ввязываться в сомнительные истории, в одночасье потеряв доверие на одном опросе, — слишком опрометчивый шаг. — Говоря о доверии к результатам исследования, горожане могут руководствоваться лишь авторитетностью источника, — утверждает Кирилл Родин.Сами же исследователи в работе придерживаются правил, которые объединены в кодекс. И он обязует публиковать только реальные итоговые данные опроса. — Мы можем проводить исследования на разные темы — начиная с качества подгузников и заканчивая социально-политическими темами, — говорит Родин. — Если мы хотим понять политический рейтинг партии, то опрашиваем людей с активным избирательным правом. Если речь идет о пенсионной реформе, то нас интересует мнение тех, на кого она распространяется. При этом, по словам полевого интервьюера, кандидата социологических наук Дмитрия Рогозина, ошибочно думать, что чем больше людей приняли участие в опросе, тем его результаты будут точнее. — Исследования работают по другой логике: данные могут быть точнее, если удалось опросить не 1,5 миллиона человек, а 1,5 тысячи, — пояснил Рогозин. Секрет, по заверению эксперта, в правильной интерпретации полученных данных. Этой работой и занимаются социологи. Для расшифровки сведений опроса они используют программу с объяснительными схемами. — Это позволяет понять происходящие явления, зафиксировать тенденции, описать сложившуюся в обществе картину, — говорит руководитель проектов отдела социально-экономических исследований «Левада-центра» Ольга Караева. — И наша задача — понять, что кроется за цифрами, постараться объяснить полученные показатели. В этом и есть отличие крупных исследовательских компаний от полстерских, которые нацелены на получение общих срезов мнения.Практический психолог Александр Журавлев отмечает, что к любым исследованиям нужно относиться осмысленно. — Бывает, что вам задают вопросы, которые требуют однозначных ответов, — рассуждает эксперт. — И в этом плане все прозрачно и не похоже на манипуляцию мнением. Однако иногда формулировка вопроса заставляет человека задуматься. Поэтому, по словам психолога, в опросе множество субъективных факторов. И люди, по наблюдениям Журавлева, чаще склонны доверять тем результатам исследований, которые приносят позитив в нашу жизнь.