Войти в почту

ВЦИОМ: опросы населения оказались под атакой после Brexit и победы Трампа

МОСКВА, 11 ноя — РИА Новости. Массовые опросы населения оказались под атакой после таких событий, как Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента США, работу социологов критикуют журналисты, политики и эксперты, считает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. Кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп одержал победу на выборах президента США, которые прошли 8 ноября. Он выиграл у кандидата от демократов Хиллари Клинтон. При этом большинство опросов, проводимых перед голосованием, предсказывали победу Клинтон, которую рынки воспринимали как более предсказуемого и поэтому предпочтительного кандидата. В Великобритании 23 июня прошел референдум по членству в ЕС, за выход страны из Евросоюза (Brexit) проголосовали 51,9% британцев. Итоги голосования оказались близки к результатам социологических опросов, предшествовавших референдуму, но при этом они противоречат всем прогнозам: экспертов, букмекеров и даже самих сторонников Brexit. "После драматических событий последнего года – таких, как Brexit и победа Дональда Трампа на выборах президента США, – массовые опросы населения оказались под атакой: их критикуют журналисты и политики, политтехнологи и эксперты. Даже в профессиональной среде появились "возмутители спокойствия", требующие от коллег покаяться, отказаться от привычных методов исследования социальной реальности, изменить все "до основанья, а затем", — приводятся слова Федорова в исследовании ВЦИОМ. Федоров видит причину происходящего "не в мифических "ошибках социологов", а в том, что меняется сам объект их изучения. Он отметил, что также меняется глобальное общество в целом, причем это происходит быстро, интенсивно и одновременно в разных направлениях. "Оптимизм внушает только то, что способа познания мира общественного мнения, альтернативного тому, что предложил много лет назад Джордж Гэллап, по-прежнему не изобретено. А значит, наша задача – творчески применять, развивать и модифицировать к новым условиям наш исследовательский арсенал, делиться с обществом нашими знаниями, помогать ему заново понять и осознать себя", — полагает Федоров. В то же время, как показывают результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в преддверии Дня социолога, большинство россиян (81%) считают, что опросы общественного мнения нужны. Как считают респонденты, разделяющие это мнение, опросы прежде всего показывают, что думает народ (45%) и сигнализируют власти о проблемах, волнующих граждан (35%). Как выяснили социологи, скептики (13% всех опрошенных) замечают, что опросы мало влияют на ситуацию в стране, являются скорее простой формальностью (55%). При этом с тем, что результаты опроса действительно отражают мнение граждан, согласны две трети респондентов (65%), однако по отношению к прошлому году уровень доверия немного снизился (71%). Опрос проведен 5-6 ноября в 130 населенных пунктах России, объем выборки — 1,6 тысячи человек.

ВЦИОМ: опросы населения оказались под атакой после Brexit и победы Трампа
© РИА Новости